22.11.2011 г. «Раскрытие творческого потенциала студентов в учебном процессе и в практике на примере Олимпиады CREDO и Экспедиции CREDO»

Шунаева Людмила Алексеевна,
зам.директора по УПР,
Новосибирский техникум геодезии и картографии

Автоматизация на основе применения компьютеров и вычислительных сетей проникает сегодня во все сферы жизни современного общества.
Переход на «компьютерные» рельсы всех отраслей экономики и государственного управления требует реализации соответствующих программ подготовки специалистов в области информационных компьютерных технологий.
Студент уже в процессе обучения должен овладеть навыками использования информационных технологий в своей учебной, научно-исследовательской и практической деятельности.
В связи с этим  важную роль имеет  информатизация образования, органически связанная с процессом его модернизации.
Особую роль в развитии творческого потенциала учащихся играет личность преподавателя. Именно на него ложится главная ответственность за выявление потенциальных способностей и талантов, он в ответе за профессиональную судьбу студента.
Однако на современном этапе у преподавателей пока отсутствует методика и практика использования компьютерных информационных технологий в учебном процессе. В статье-отчете  «Первая студенческая олимпиада  CREDO: мы ищем таланты», приведенной в журнале «Автоматизированные технологии изысканий и проектирования», №2 (41) за 2011г.,  корреспондент справедливо отметил, что во время дискуссии преподавателей, приехавших поддержать своих студентов, обсуждалась проблема инженерного образования и методики преподавания в области информационных технологий. В частности проблемы освоения и внедрения в учебный процесс программных продуктов комплекса CREDO. Преподаватели пришли к мнению, что необходима единая методика освоения программных продуктов комплекса CREDO для всех профильных учебных заведений. Поговорили и на этом разъехались. Хорошо, если бы эту задачу решали не только преподаватели, но и представители компании «Кредо-Диалог», АНО ЦДО «Кредо-образование», заинтересованные производственники, продвинутые в этом вопросе учебные заведения. Формы участия могут быть разнообразные, например:
   

  • Разработка методических пособий под решение конкретных задач (топографическая съемка, разбивка, проектирование разбивочного обоснования и т.д.);
  • Специальный сайт для преподавателей для обмена опытом;
  • Совместные семинары, «Круглые столы». Хватит уже «вариться в собственном соку», надо «выходить в люди»;
  • Курсы повышения преподавателей по льготным ценам, а лучше – бесплатно;
  • Конкурсы для преподавателей на лучший методический материал и т.п.

Кроме этой проблемы хотелось бы озвучить и донести до заинтересованных представителей компании, преподавателей, производственников,  еще две проблемы. Одним из основных направлений развития образовательного процесса становится реализация концепции опережающего образования, ориентированного на новые условия информационного общества и широкое использование инновационных педагогических технологий развивающего обучения, направленных на раскрытие творческого потенциала личности.
Будущие специалисты должны в совершенстве владеть автоматизированными системами управления производством, включая и программы комплекса CREDO. Что для этого делают преподаватели? – читают студентам лекцию. А чтобы будущие специалисты использовали новейшие активные методы, их нужно обучать теми же самыми методами.
Первая из проблем - это ограниченность ресурсов учебного заведения (финансирование, качество каналов связи, уровень используемой компьютерной техники).
Второй проблемой является неподготовленность преподавательского состава и отсутствие методических разработок в учебном процессе. Подготовка методических материалов связана с выполнением трудоемкой работы по отбору нужных источников информации в сети и отработке технологии их использования.
Необходимость проведения такой работы актуальна и при обмене результатами между учебными коллективами, это может дать быстрый эффект в освоении программных продуктов CREDO и их применении в учебном процессе.
Для обеспечения качества образовательного процесса преподаватели должны быть специалистами в своей области, отвечать общим требованиям, предъявляемым  как к преподавателям информатики, пройти курс базовой подготовки, разработать собственную оригинальную методику и использовать ее в процессе обучения – путь долгий, но другого не дано.
Творческая индивидуальность и творческий потенциал каждого человека, реализуемые им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития открытого общества.
При развитии творческого потенциала у студентов повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.
Потенциал (от латинского – сила) – в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизированы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели.
Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности.
У творческих людей можно выделить следующие черты:
– независимость — личностные стандарты важнее стандартов группы;
– беспристрастность оценок и суждений;
– открытость ума — готовность поверить своим и чужим фантазиям;
– восприимчивость к новому и необычному;
– высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
– развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
Каждый человек уникален, но умение предъявить себя, рассматривать каждый момент жизни как возможность самореализоваться, для многих является проблемой. Так как люди чаще всего действуют по шаблону, заранее запрограммированному нормами.
Творческий потенциал необходимо не только формировать, но и предоставлять возможности для его проявления. Какими прекрасными возможностями для самореализации и проявления творческого потенциала для нас – сибиряков, уральцев стали мероприятия компании «Кредо-Диалог» совместно с АНО ЦДО «Кредо-образование» и некоммерческой организацией «Фонд Археология», проведенные в 2010-2011 годах:

  • 2 тура Олимпиады CREDO;
  • Экспедиция CREDO.

Попробую проанализировать ситуацию.
По итогам Олимпиады - из интервью, бесед с участниками, дальнейшей электронной переписки видно, что каждый из них шел к «Олимпу» своим путем. Дорога эта была для студентов не простой, не каждый взялся за освоение программ. И в результате 17 самых талантливых и настойчивых вышли в финал. Кто-то дополнительно изучал сам, кто-то обращался за помощью к преподавателю, кто-то - к производственникам. И труд дал свои положительные результаты, о которых всем нам известно. На сегодняшний день можно в качестве примера рассказать об успехах некоторых студентов, на кого положительно повлияло участие в Олимпиаде. Наши студентки-выпускницы этого года, как и планировали, устроились на работу в ОАО «Новосибирскавтодор». Их взяли с удовольствием, а сами они были уверены в своих знаниях и возможностях. Студентка 5 курса Южно-Уральского государственного университета – заканчивая обучение, параллельно работает по приглашению педагогического коллектива на кафедре и внедряет в учебный процесс комплекс CREDO.
Совместная работа преподавателей и компании «Кредо-Диалог» дала возможность вовремя увидеть способности в студентах, вооружить их способом деятельности, дала им в руки ключ, создала условия для выявления и расцвета их одаренности, а АНО ЦДО «Кредо-образование» - прекрасную возможность проявить себя с лучшей стороны.
Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности. Компания «Кредо-Диалог» это прекрасно понимает и продолжила выявление талантов, творческого потенциала в другой форме – на практике. Организованная Экспедиция CREDO также достойна высоких оценок. Мы не успели еще всем рассказать об участии в Олимпиаде, как новое мероприятие, отказаться от которого просто не могли. Еще и фирменные футболки и бейсболки!!! Ведь среднее образование готовит практиков, мы поняли – это наш конек! Пока у студентов-участников Экспедиции только восторженные эмоции, глубочайшее удовлетворение от впервые приложенного профессионального труда. Практический результат скажется через год, два. Но уже сейчас одна студентка страстно желает на производственную практику поехать геодезистом на раскопки, вторая увидела себя в будущем – археологом. Собирается продолжить образование, связав его с работой геодезиста в археологии.
Думаем, что компания «Кредо-Диалог» не остановится на достигнутом, и разработает новые формы общения молодежи. При этом хочется предложить удачные формы сделать традиционными, как например, ежегодно проводимый «Конкурс производственных проектов». Олимпиада – на наш взгляд удачная форма, но сможем ли мы ежегодно финансово справляться с ней – это вопрос. Хоть и говорится, что «Российское могущество прирастать будет Сибирью», но Беларусь и Сибирь расположены далековато друг от друга, да и проезд дороговат. Может быть, свою деятельность активизирует Красноярский филиал компании, проводя региональные мероприятия для студентов?
В процессе развития творческого потенциала желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции студентов (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления. Эта позиция полностью поддерживалась командой Экспедиции, во главе с координатором Ириной Евгеньевной Рак. Только положительное, позитивное, несмотря на разный уровень студентов и преподавателей, доброжелательность, оптимизм, вера в людей. Хотя может быть, наш техникум на Олимпиаде  показал не высокий уровень знания продуктов CREDO, зато мы - практики – и Экспедиция, думаю, поправила наше положение.
 

Перейти в раздел Новости Фонда или Новости археологии

Телефоны:
+7 (499) 250-08-05
Электронная почта:
archae@mail.ru
Трансляция новостей RSS