С. И. Финогенова НАСТЕННЫЕ РОСПИСИ И МОЗАИЧНЫЕ ПОЛЫ ПАНТИКАПЕЙСКОГО ПРИТАНЕЯ

Археологическая экспедиция ГМИИ им. А. С. Пушкина и Института ар-хеологии АН СССР в 1963—1965 гг. открыла на горе Митридат остатки большого общественного здания — Пританея II в. до н. э. В ходе работ было обнаружено большое количество обломков расписной штукатурки главным образом в помещениях А, Г, Д. Причем в помещении А, особенно выделявшемся своим убранством, оказались сосредоточены не только остатки фресковой росписи, но и разноцветные мраморные плитки, которые украшали пол. Живописная раскраска стен, нарядная галечная и мозаичная вымостки в помещениях пританея вполне отвечали характеру и назначению здания.

Пантикапей (Керчь). Развалины пританея на горе Митридат.

Снаружи оно было также богато декорировано: расписано красной и синей краской: открытый двор украшали мраморные скульптуры (несколько фрагментов обработанного мрамора было найдено в районе пританея). Сопоставив и проанализировав сохранившиеся фрагменты расписной штукатурки, мы постарались определить общий характер и сделать предположительную реконструкцию росписи стен пританея. Однако точное восстановление раскраски стен пританея невозможно из-за недостатка материала и поэтому местоположение отдельных живописных поясов может быть спорным. Детали реконструкции рассматриваются в том же порядке, в каком производилась роспись античных домов, т. е. сверху вниз. Предполагаемое построение нам представляется рациональным потому, что верхний пояс часто помогает определить нижний, поскольку краска каждого нижнего пояса слегка заходила на вышележащий. В тех случаях, когда для реконструкции не хватало связующих фрагментов, приходилось обращаться к аналогичным стенным росписям, открытым ранее в Пантикапее, Фанагории , на Делосе, в Приене, в Помпеях.

 Пантикапей (Керчь). Образцы античной расписной штукатурки.

Прежде всего рассмотрим помещение А. Как известно, росписи эллинистического времени, имитирующие облицовку из разноцветных мраморных плиток, отличаются горизонтальным членением стены на отдельные пояса, которые живописно воспроизводят цоколь, орфостаты, пестрые и гладкие квадры, фриз и карниз. Однако эта схема не является статичной и, благодаря использованию разнообразных деталей из гипса, может варьироваться. В большинстве случаев потолки и верхние части стен покрывались белой краской. Вероятно так же был окрашен и верхний пояс стены пантикапейского пританея. Белое иоле могло быть заключено между двух узких полосок ов, из них нижние располагались на выпуклом круглом валике и были исполнены желтой и красной красками. Об оформлении верхнего ряда данные отсутствуют. Ниже шел гладкий белый карниз шириной 2,6 см, прямоугольный в сечении и сформованный из гипса. Под карнизом — полоса фриза шириной 21,5 см с изображением белого рельефного меандра на ярко-синем фоне.

Образцы греческого меандра. Меандр – один из древнейших геометрических орнаментов.

Он смонтирован из брусочков, выполненных из белого гипса с вкраплениями кристаллов кварца и кристаллического гипса и прикрепленных к штукатурке строительным раствором. В отличие от уже известных рельефных меандров из Пантикапея  и Фанагории  этот меандр не кресчатый, а простой.
Поверхность, на которой он расположен, почти утратила свой первоначальный цвет и приобрела грязновато-серый оттенок. Лишь в двух местах еще видна ярко-синяя краска. Из-за отсутствия данных мы не можем определить, какой пояс шел ниже фриза. Возможно, это была узкая полоска ов, исполненных красками, подобно верхним овам, расположенным па выпуклом валике.
В помещении А найдены фрагменты красной, хорошо залощенной штукатурки со следами крепления гипсовой полуколонки и около десяти фрагментов полуколонок, которые, вероятно, располагались в верхней части стены. Для внутреннего декора здании эллинистическо-римского времени весьма характерно украшение стены вверху пилястрами, небольшими колонками и полуколоннами Такое оформление встречено на Делосе, в Прпепе, в Помпеях и на о. Самофракпп.
 
Реконструкция дома Саллюстия в Помпеях

В доме Саллюстия в Помпеях пилястры поддерживают триглифно-метопный фриз с гуттами, а стена, к которой они прикреплены, разделена на два ряда гладко окрашенных декоративных квадров. Можно предположить, что найденные в пританее Пантикапея небольшие гипсовые украшения в виде полуколонок использовались в отделке помещения А но такой же схеме. Промежутки между полуколонками по аналогии с домом Саллюстия были оформлены в виде двух рядов пластически выработанных квадров, разделенных между собой заглубленными дорожками шириной 4,7 см. Полуколонки изготовлены из двух слоев плотного белого гипса с примесью мелкой мраморной крошки п слюды.

Каннелюр (фр. cannelure - желобок) – декор колонны.

Каждая из них имела 12 ионийских каннелюр, разделенных дорожками, и незначительно сужалась кверху. О завершении полуколонок у нас, к сожалению, нет никаких данных. Наиболее вероятно, что там были ионийские капители, хотя не исключена возможность и другой формы. Полуколонки отстояли на 5,5 см от стены, и это заставляет предполагать наличие у их основания опорной площадки, ширина которой не могла быть меньше их радиуса. Вероятно, этой же части стены принадлежат фрагменты штукатурки с полосой растительного орнамента, над которым расположен карниз в виде  гладкой белой прямоугольной в разрезе полочки над ним. Она отходит от стены на расстояние, достаточное для того, чтобы па горизонтальную поверхность поместились основания полуколонок, возможно, не имевших баз, как это видно на фресках Приены и Делоса.

Делос. Фрески.

 Овы нарисованы на выпуклом валике темно-желтыми и оливковыми красками. Ниже — фриз, по которому густой желтой краской нанесен растительный орнамент в виде вьющихся побегов и цветов арацеи. Роспись сделана по трехцветной штукатурке, поверхность которой заглажена и окрашена в темный пурпурно-лиловый цвет. Рисунок в основном не отличается от аналогичных мотивов росписей из Пантикапея и Фанагории.

Вслед за фризом располагается гладкий белый или светло-серый пояс, размеры которого из-за недостатка материала установить не удалось. Определить следующие пояса также довольно трудно из-за отсутствия связующих фрагментов. Найдено большое количество желтой и красной однотонной штукатурки с залощенной почти до зеркального блеска поверхностью. Обычно она служила для; отделки больших продолговатых квадров с выступающей средней частью (рустом). Эти квадры помещались в верхней и средней части стены. Если вверху располагалась красная штукатурка с полуколонками, под которой шел карниз с орнаментом, то, видимо, следующей была большая полоса штукатурки желтого цвета, обрамленная сверху узким пояском лесбийского киматия. На нем в нижней части видны следы желтой краски. Киматий расположен на гуське. Хотя роспись сохранилась очень плохо, все-таки удается проследить отдельные детали. По белому фону, которым покрывался верхний слой штукатурки, нанесен золотисто-желтой краской орнамент с темно-красными тенями внизу. Любопытно, что на одних фрагментах лесбийский киматий имеет тени с наклоном в правую сторону, на других — в левую, что указывает на различное их местоположение по отношению к источнику света.

Образец лесбийского киматия.

Аналогичный эффект применен также в изображении от верхнего ряда. Пояс росписи, проходившей ниже киматия, был окрашен в теплый желтый цвет, хорошо отполирован и по аналогии с пантикапейским и фанагорийским представлял собой два ряда квадров с рустом. Можно предположить, что, как и на фанагорийской росписи, высота квадра была 36,7 см, а длина — около 1 м.   
На большинстве античных росписей участки однотонной штукатурки отделялись от соседних узкими орнаментальными поясками разнообразной окраски, иногда с мелким рисунком (овы, плетенки, лесбийский киматий и т. д.). В помещении «А» найдено несколько фрагментов с плетенкой, которая могла разделять желтое поле и следующий живописный пояс. Плетенка исполнена на выпуклом округлом валике шириной 5,5 см. Основные контуры расписаны желтой и серовато-оливковыми красками, сердцевинки в виде треугольников раскрашены в верхней части светло-красным, а в нижней — темно-красным цветом. У вертикального основания треугольников с двух концов расположены черные глазки. Верхний край плетенки оттенен черным цветом, подчеркивающим ее многокрасочность. Выпуклый валик по контуру плетенки покрыт внизу густой красной краской, переходящей затем на плоскую отполированную поверхность нижнего ряда. Красное поле, сохранившееся на фрагментах с плетенкой, а также отдельные куски красной штукатурки, которые, к сожалению, не подбираются так, чтобы можно было судить о высоте всего пояса, позволяет лишь условно реконструировать данную часть росписи. Возможно, что она была оформлена в виде квадров с рустом, расположенных в один или два ряда.

Пантикапей. Реконструкция притенея.

Неясным остается вопрос о росписи самой нижней части стены пританея. Судя по аналогиям, в большинстве эллинистических домов там помещались большие белые орфостаты, стоящие на невысоком черном плинте. Среди описываемых фрагментов нет таких, которые могли бы принадлежать плинту или орфостатам. Выше них располагались узкие прямоугольные квадры в один или два ряда, расписанные под мрамор. К ним относятся куски штукатурки, обнаруженные в помещении «А», но указать с уверенностью их местоположение в росписи не представляется возможным. Мы можем лишь предположить, что в нижней части стены был использован один из видов пестрого мрамора, но какой именно — не известно. Достоверно то, что оба они не помещались в одном ряду, так как нижние части фрагментов имеют следы разных красок. На одних кусках штукатурки, имитирующей мрамор, представлена сравнительно узкая полоса, где квадры белого цвета чередуются с квадрами зеленовато-серого оттенка с желтыми вкраплениями. На других — узкие продолговатые квадры с рустом шириной 16,8 см. Роспись не соответствует естественной расцветке мрамора и исполнена весьма условно. Для раскраски использованы голубая, серовато-голубая, розовая, желтая и светло-сиреневая краски. Основной фон — темно-красный. На кусках, относящихся к нижним скосам поясов, видны следы либо красной, либо черной краски. Не исключена возможность, что остатки черной краски на одном из фрагментов могли принадлежать плинту. Однако случаи расположения мраморных квадров над плинтом нам пока не .известны.

Реконструкция стенной росписи стен пантикапейского пританея. Рисунок выполнен В. П. Толстиковым

Таким образом по предложенной нами схеме роспись стены в помещении А состояла из 12 или 18 поясов общей высотой около 4 м, что соответствует высоте внешних колонн. Цветовая гамма была довольно яркой с преобладанием красного цвета. Роспись нанесена по трехслойной штукатурке: два нижних слоя — очень грубое рыхлое тесто с включениями мелких камешков и ракушек, верхний слой — более тонкий и плотный, хорошо отмученный и просеянный без заметных крупных включений, подлежал раскраске (рис. 9 см. цветную вклейку).
Богатому оформлению стен помещения А соответствовала парадная отделка пола. Найденные здесь куски темно-зеленых и белых мраморных плиток, впущенных: в белую цемянку, указывают на то, что он был украшен мраморной мозаикой, однако по сохранившимся фрагментам мы не можем определить ни их формы, ни размеров, ни характера рисунка.

Перейти в раздел Новости Фонда или Новости археологии

Телефоны:
+7 (499) 250-08-05
Электронная почта:
archae@mail.ru
Трансляция новостей RSS