Проекты Фонда

Русия и первые христиане

Первые христиане на территории современной России

Проект предполагает работу в нескольких направлениях:

Исследование важнейших с точки зрения поставленной задачи археологических памятников. Именно здесь, на Таманском полуострове, и располагалась знаменитая Тмутаракань. Это место где самым непосредственным образом встретились античная и древнерусская культуры. Здесь подвизался Игумен Киево-Печерской обители в 1078 — 1088 гг. по Р.Х., Преподобный Никон Печерский (Великий), летописец, строитель Монастыря во Имя Пресвятой Богородицы в Тмутаракани. Более того, именно на Таманском полуострове, вообще появились первые христианские поселения на нынешней территории Российской Федерации, о чем свидетельствуют археологическиераскопки в станице Голубицкая (Русия), Ильичевском городище (Трапезунда), поселке «За Родину!», (Резиденция Хрисалиска).

Ильичевское городище является важнейшим памятником археологии раннего христианства на территории нынешней России. В настоящее время большая часть крепости исследована. Благодаря многолетним и качественным археологическим раскопкам Э. Я. Николаевой мы не только имеем богатый материал по этой теме, но и можем прогнозировать выявление новых объектов (бронзолитейная мастерская, церковь и т. д.). Дальнейшее изучение памятника может пролить свет на ряд проблем. Предполагается проводить раскопки при участии Э. Я. Николаевой в роли научного руководителя и консультанта этого направления проекта.

Не менее важным является и возобновление археологических раскопок на крепости Голубицкая. Через несколько лет крепость частично будет использована под современное кладбище, а частично — уничтожена хозяйственной деятельностью и подвергнется застройке. В то же время, только археологические раскопки могут пролить свет на интересующие нас вопросы о происхождении Русов.

Будут продолжены исследования и на городище древней Гермонассы-Таматархи-Тьмутаракани-Тамани. Это единственный памятник на территории бывшего Советского Союза, где представлены все эпохи от VII  в. до н. э. и до современности. Кроме того, здесь есть и памятники ранних христиан.

В последние десятилетия появилось много новых данных о появлении христианства на территории нашей страны. Речь в первую очередь идет об археологических раскопках последних десятилетий на Таманском полуострове. Было исследовано, переосмыслено и введено в оборот большое количество эпиграфических данных, надписей, а так же ряд письменных источников. В настоящее время общепринятая точка зрения на появление христианства на Руси из Херсонеса в 988 г. может рассматриваться в первую очередь как дань традиции. И это вопрос не просто научный. Летописная трактовка событий, связанных с крещением Руси, возникла вследствие тенденциозного изложения фактов греческим духовенством Десятинной церкви в сер. XI в. В то же время существует ряд данных, что на территории Таманского полуострова христианство появилось уже в I  в. н. э., т.е в то же время, когда происходила христианизация Рима. Это подтверждает одну из церковных традиций, что в 40-е годы на территории Боспора проповедовал Св. Апостол Андрей Первозванный. Наряду с этим, археологические данные, эпиграфические источники показывают, что процесс христианизации, начавшийся в I–II веке расширяется, и V—VI вв. уже считаются временем «победившего христианства».

Вторая проблема, на которой необходимо остановиться — это появление на Таманском полуострове Русов уже в VI веке. Остров Русов и город Русия (Росия) неоднократно упоминаются восточными хронистами и географами. В IX в. в Русии уже есть епископ. Наиболее вероятной является локализация Русии в нынешней ст. Голубицкой. По мнению ряда исследователей роль Таманских Русов в сложении государства Киевская Русь значительно большая, чем принято считать. Ряд ученых связывает походы русов на Амастрию, Сурож, Царьград, а так же личности Аскольда и Дира именно с Таманскими Русами. Таким образом, получается, что, захватив в 864 году Киев, Аскольд и Дир не только принесли термин Русь, русы, но и христианство.

Третья проблема, на которой следует остановиться, непосредственно связана с двумя предыдущими. Христианизация Боспора начинается в то же время, что и в Риме и Константинополе. Более того, имеется ряд косвенных данных, что на Боспоре бежавшие христиане могли появиться даже раньше чем в Риме, в любом случае — не позже 69 года. Проповедь они слышат из уст одного из Апостолов, ученика Христа Св. Андрея Первозванного.

Итак, на Тамани существовала одна из первых Апостольских Церквей. И именно она явилась той Церковью, которая подготовила крещение Руси в 988 г.

Все эти вопросы с одной стороны требуют дальнейшего изучения, а с другой — следует максимально популяризировать эти данные, позволяющие по иному взглянуть на происхождение и христианизацию Руси, на ее место в семье христианских народов.