Детская археология. Отчет о работе с трудными подростками в археологической экспедиции педагога-психолога. Экспедиция как развивающая, воспитывающая среда.

В продолжение предыдущей статьи руководителя группы учащихся школы–интерната № 42 Светланы Зеленковой представляем вашему вниманию отчет сопровождавшего их в экспедиции педагога-психолога.

 
Полевой археологический лагерь «Тамань». Группа учащихся школы № 42 из Москвы.

Отчет о работе с трудными подростками в археологической экспедиции по раскопкам древнего греческого города «Гермонасса» в период 10 июля – 28 июля 2012 г. педагога – психолога ГБОУ школы – интерната № 42 Хорошевой О.И.

Направлений психологической коррекции, представленных в деятельности социальных педагогов и психологов в образовании достаточно много. Но есть методы и формы коррекционно-развивающей работы, которые заслуживают особенного внимания, т.е. дают за короткий срок наиболее эффективное воздействие на подростка с высокой позитивной динамикой. Таким современным направлением является программа социального педагога С.М Зеленковой по воспитанию, развитию и коррекции школьной и социальной дезадаптации в работе с трудными подростками. Необходимо помнить, что время не ждет, с возрастом снижаются возможности компенсации, и эффективность коррекции уменьшается. Эти жесткие условия определяют необходимость подбирать наиболее эффективные, функционально емкие и в тоже время наиболее экономичные технологии работы.

Некрополь Гермонассы. Школьники работают на раскопе
 

В основе программы заложена идея создания развивающей, воспитывающей среды. В искусственно структурируемую среду помещаем подростка или группу и оказываем на него педагогическое, психологическое, в какой-то степени шоковое воздействие на все стороны личности. Попадая в новые социальные условия жизни, подросток учиться выживать в трудных, экстремальных ситуациях жизни, испытывает яркие эмоции, получает новую информацию, развивает физические, духовные и социальные стороны личности и через проявление новых форм самореализации происходит формирование положительной социальной ответственности.  

 
Полевой археологический лагерь «Тамань». Театрализованное представление, организованное учащимися школы №42.

В экспедиции каждый подросток проходит психологическую проверку. Он видит на сколько соответствует требованиям среды, какой его рейтинг не только среди подростков, но и волонтеров, научных работников, обслуживающего персонала. Совместный труд и общение с умными людьми – это способ узнать что-то новое для себя и о себе, развить коммуникативные навыки, получить новый опыт интересной жизни и общения с большим количеством людей, сформировать представление об интересных профессиях.  

 
Некрополь Гермонассы. Учащиеся школы № 42 работают на раскопе.

 

Хорошая стабильная жизнь, комфортность замкнутого пространства и включенность в широкий социум с идеальной целью, ради которой трудится весь коллектив, позволяют раскрыть новые возможности для подростка, освоить и реализовать другие формы поведения и получить умения и навыки для положительной социальной адаптации. В таких условиях у подростка формируются другие критерии оценки жизненных ситуаций во времени и продуктивности, происходит переоценка ценностей, успешно решаются морально – этические задачи. В условиях экспедиции подростки учатся самостоятельно определять стиль своей жизни, строить отношения с людьми разного возраста, формировать круг общения.

 
Пожелание.

 

Проживание такого опыта помогает понять подростку, что формирование такой среды возможно в его повседневной жизни, и показывает, что в его силах сделать разумный выбор по перестройке сегодняшнего себя. horolga@mail.ru

 

Перейти в раздел Новости Фонда или Новости археологии

Телефоны:
+7 (499) 250-08-05
Электронная почта:
archae@mail.ru
Трансляция новостей RSS