18.12.2012 г. Детская археология. Руководитель группы школьников о жизни, учебе и работе в полевом археологическом лагере «Тамань».

Заканчивается 2012 календарный год и к нам стали поступать разнообразные материалы о жизни и работе в полевом археологическом лагере «Тамань». Одним из первых пришел отчет от руководителя группы учащихся московской школы-интерната № 42  Светланы Зеленковой. Ребята работали в экспедиции более двух недель и показали себя с самой лучшей стороны. Надеемся, что в следующем году мы вновь увидим их на наших раскопках в Краснодарском крае.  Светлана Зеленкова - руководитель группы воспитанников 42 школы – интерната г. Москвы

В полевой лагерь экспедиции, организуемый на протяжении нескольких лет фондом «Археология», приезжает очень много организованных детских, школьных групп желающих помочь ученым-археологам в их работе. В экспедиции им всем предоставляется возможность принять участие в настоящей исследовательской деятельности, что в свою очередь способствует развитию творческих начал учащихся и активному самообразованию. В связи с этим нам кажется, что их собственная оценка пребывания в полевом лагере будет интересна посетителям сайта.  Группа школьников 42 школы–интерната в археологической экспедиции в Тамани.

Отчёт о работе археологической экспедиции «Гермонасса-Тамань» с участием воспитанников 42 школы – интерната г. Москвы

С 10 по - 28 июля 2012года воспитанники ГБОУ школы-интерната № 42 САО г. Москвы приняли участие в археологических раскопках на Таманском полуострове в Краснодарском крае по приглашению Фонда Археология. Таманский полуостров является археологической Меккой России. В Темрюкском районе (станица Тамань) ведутся работы по спасению некрополя античной Гермонассы. В связи с обрушением береговой линии и гибелью многих средневековых и античных захоронений, которые могли быть безвозвратно потеряны для науки, в этом году экспедиция на Тамани занималась спасением некрополя Гермонассы.  Учащиеся 42 школы г. Москвы на раскопках некрополя Гермонассы

Перед нами стояла цель: оказать посильную помощь в спасении исторического памятника, с одной стороны, и весело, дружно, активно, с максимальной пользой для саморазвития и самосовершенствования провести каникулярное время. Учащиеся 42 школы г. Москвы на раскопках некрополя Гермонассы

Участие в археологическом лагере включало в себя работу на археологических раскопках, интересные экскурсии, спортивные и культмассовые мероприятия и праздники, занятия в «Школе полевой археологии», ежедневный отдых на море, и просто интересное общение с увлеченными людьми (руководителями раскопов - сотрудниками Института археологии РАН и волонтёрами из разных регионов России).  Символический алтарь и палаточный лагерь школьников из Москвы.

Мы быстро благоустроили свой палаточный лагерь, возвели алтарь и вкопали флаг Москвы. Возле алтаря начинались праздники: открытие лагеря, викторины, весёлые старты, посвящение, просто общение и посиделки. Недалеко от алтаря зажигался костёр и проходили весёлые и лирические вечера песни. А в выходные дни мы весело отрывались на дискотеке под звёздами прямо на берегу Таманского залива. Мы побывали на экскурсии и празднике в самом большом в России этнографическом музее под открытым небом «Атамань», в Таманском археологическом музее, Музее Лермонтова и на городище VI – IV века до н.э. Гермонассе.  Экскурсия школьников в Таманском Археологическом Музее.

Купались мы в двух морях: Азовском и Чёрном, а так же в Таманском заливе, в месте расположения лагеря. Ребятам запомнились игры в воде, посещение Аквапарка и Дельфинария. Отдых на море после раскопа.

В нашем лагере постоянно появлялись новые люди (волонтёры)– наши соперники по волейболу, пионерболу, друзья по раскопу, из других детских лагерей и т. д. В играх, в спорте – завязались иные связи. Мы часто собирались вместе у костра или в столовой, где по вечерам показывали художественные и документальные фильмы, мультики и можно было поиграть в разные настольные игры.  Лагерь «Тамань». Волейбольный матч между школьниками и студентами-практикантами.

Условия экспедиции позволяют воздействовать на формирование среды общения ее участников постоянно. Ребята за короткое время научились самостоятельно строить отношения с людьми и формировать круг общения. Учащиеся 42 школы г. Москвы в полевом археологическом лагере «Тамань»

В лагере постоянно создавались условия для включения детей в ситуации, требующие проявления ими социальной ответственности. В результате чего подростки реализовали на практике потребность в приобщении к обществу, стремление к самоутверждению, самосовершенствованию, у них появилась возможность для реального выхода на серьёзные дела в обществе в будущем, что способствует личностному развитию детей и дает возможность им занять активную социальную позицию. Некрополь Гермонассы. Школьники работают на раскопе.

Из анкет участников стало ясно, что мотивацией поездки в экспедицию стало: желание узнать что-то новое, пообщаться, набраться положительных эмоций и новых ощущений, отдохнуть на море; два человека интересуются археологией, одного (самого младшего) – «заставили» поехать.

Полевой археологический лагерь «Тамань». Ребята из группы 42 школы.
 

Анализ детских мнений об экспедициях показал, что экспедиция воспринимается ими как большая семья, где младшие учатся у старших, а старшие заботятся о младших и должны чувствовать ответственность за них. Причём, некоторые подростки и дети в экспедиции впервые окунулись в атмосферу, которая царит в счастливых семьях и которая была им неведома. Участие в экспедиции помогло расширить кругозор, получить новые знания, отогреться душой, научиться работать, отдохнуть, приобрести друзей, встретить любовь (3 чел.), кое-что изменило в личной жизни, и 2 человека научились готовить. Ребята заинтересовались профессиями: археолога, историка, реставратора, фотографа, 1 чел. – повара и педагога. Археологический лагерь «Тамань». Вечерние «пионерские» игры после раскопа.

Поменялось отношение к работе и повысилась ответственность. После работы в экспедиции отношение к работе меняется в положительную сторону (до 78% опрошенных):

- изменилось отношение к себе: каждый увидел, что у него есть место в общем деле. И это место нельзя оставить;
- появился познавательный интерес, чувство коллективизма, ребята научились работать вместе и взаимодействовать в труде, почувствовали радость от своего и общего успеха;
- возросла самостоятельность, ответственность, активность, способность делать выбор и принимать ответственность на себя;
- изменилось представление о потребностях и мотивах труда, кто-то впервые проработал без халтуры и начал привыкать к постоянному труду, впервые получил удовлетворение от труда!!
 

Учащаяся 42-й школы зачищает погребение

 

Кроме того, можно отметить положительное отношение к дисциплине, как неотъемлемой части жизни экспедиции. - 83%. У ребят меняется самооценка, появилось доверие к людям, желание как-то изменить свою жизнь, общаться. Появились стойкие привязанности. Дети приняли ценности коллектива, его законы, желание жить в нём, и это говорит о том, что у них поменялась социальная позиция. У многих проявилось стремление к самореализации, способности к волевому усилию, положительной мотивации, возрастающему умению налаживать конфликты или избегать их. Полевой археологический лагерь «Тамань». Лекция по археологии.

Таким образом, становится очевидным, что, благодаря четко разработанной и реализованной на практике Программе археологического лагеря, создаются предпосылки для удовлетворения потребностей формирующейся личности в активной деятельности, получении необходимых знаний и навыков, формировании ценностных ориентаций, необходимых для становления социально активной личности и профилактики девиантного поведения подростков. Экспедиционная жизнь, дисциплина и ответственность помогают им найти точки опоры, позволяет подростку подняться на более высокий духовный, человеческий уровень, «превратиться» в успешного члена общества. Кроме этого, в экспедиции каждый видит насколько он соответствует ее требованиям, каков его рейтинг в коллективе, над чем еще предстоит поработать для самосовершенствования, проходит, фактически, психологическую подготовку. Группа школьников 42 школы–интерната в лагере «Тамань»

Все это способствует трансформации представлений о мире, о труде, о людях, о взаимоотношениях и ведёт к изменениям поведенческих стереотипов. Подросток возвращается из экспедиции с новым инструментом взаимодействия с миром. Посвящение в археологи учащихся 42 школы-интерната.

Экспедиция, может быть, заставила кого-то только задуматься и лишь на уровне подсознания заронила мысль о том, что есть красота и в труде, и в общении, что подтолкнет молодого человека к самостоятельным шагам по перестройке своей жизни. Медаль на память из кусочка античной керамики.

Участие в проекте позволило воспитанникам и руководителям нашей школы-интерната повысить свой образовательный уровень, а также получить целый комплекс знаний, умений и навыков, которые могут помочь им и пригодятся в дальнейшей жизни. Приняв непосредственное участие в археологических раскопках, нам удалось прикоснуться к древностям и примерить на себе археологические лавры. И это было здорово!!!!!

Руководитель группы воспитанников 42 школы – интерната г. Москвы Светлана Зеленкова.

Перейти в раздел Новости Фонда или Новости археологии

Телефоны:
+7 (499) 250-08-05
Электронная почта:
archae@mail.ru
Трансляция новостей RSS