02.08.2012 г. Уникальные древнегреческие погребения. Обол Харона. Солонка с именем Мидаса. Захоронение последователя орфического культа. Орфизм – мистический древнегреческий культ.

Подходит к концу четвертая неделя работ на Западном некрополе Гермонассы. Археологи и волонтеры продолжают углубляться на раскапываемых ими участках этого гигантского древнего кладбища.
Некрополь Гермонассы. Зачистка и фиксация средневекового погребения.
 
Раскопав верхние погребения средневекового времени существования городища Таматарха – Тмутаракань, они, наконец, вышли на античные слои, относящиеся к греческому городу - колонии Гермонасса.
Волонтеры фонда Археология работают на раскопе некрополь Гермонассы.
 
Именно на этом уровне было сделано уникальное открытие - обнаружены два грунтовых захоронения середины IV в. до н.э. Одной из могил было совершенно парное захоронение мужчины и женщины, во втором погребении был обнаружен только женский костяк.
Некрополь Гермонассы. Античное парное грунтовое погребение IV в.до н.э.
 
Захоронение были совершены в простых могильных ямах, над которыми не обнаружено следов перекрытия. Покойные, как и положено грекам, лежали головой на восток.
Некрополь Гермонассы. Общий вид грунтового одинарного погребения IV в.до н.э.
 
Оба захоронения находились на расстоянии 200 метров друг от друга и имели аналогичный погребальный инвентарь. И в одной и во второй могиле были обнаружены небольшие арабалические лекифы (ваза для хранения оливкового масла) с чернолаковыми пальметками и кувшинчики.
Некрополь Гермонассы. Обнаруженный в погребении IV в.до н.э. лекиф , небольшой сосуд для масла.
 
Во рту одного из погребенных была так же обнаружена медная монета, так называемый обол Хорона. Древние греки верили, что для того чтобы попасть в царство мертвых Аид нужно пресечь подземную реку Стикс.
Рисунок на вазе. Харон перед ним стоят две тени умерших, над ними крылатые фигурки душ умерших.
 
Перевести же душу умершего через Стикс должен паромщик Харон, ему то и предназначалась эта монета. Обычно ее клали в рот под язык усопшего, скорее всего так же было и в данном случае.
Некрополь Гермонассы. Парное захоронение мужчины и женщины погребении IV в.до н.э.
 
По словам начальника экспедиции к.и.н.Николая Сударева в парном погребении мужчины и женщины удивило то, что на месте нахождения рук усопших были обнаружены следы железа. Ученые даже пошутили, что это посмертные кандалы.
Некрополь Гермонассы. Грунтовое женское погребение IV в.до н.э. Находки из погребения.
 
Самая интересная находка ожидала исследователей в другом погребении - это солонка с надписью «Мидас». Это уникальный артефакт, говорящий о том, что погребенный, скорее всего, был приобщен к орфическим мистериям.
Рисунок на вазе 450 г.до н.э. Орфей у фракийцев.
 
Орфизм был мистическим учением с подчеркнуто изотерическим характером, что сближало его с пифагорейством и элевсинскими мистериями. Орфики верили в воздаяние за гробом, бессмертие души («заточённой» в «темницу» тела), раздвоенность человеческой природы на доброе(естество Загрея-Диониса)и злое(естество растерзавших его титанов)начала.
 
Чернолаковая солонка с именем Мидаса найденная в грунтовом женском погребении на некрополе Гермонассы.
 
Учение орфиков было распространено в тот период в эллинском мире, соответственно и захороненный в некрополе Гермонассы чувствовал свою неразрывную связь со всем греческим.
Кибела , бронзовая статуя II в. до н.э.
 
По древнегреческим верованиям Мидас был сыном самой «матери богов» Кибелы. Именно его Орфей посвятил в таинства своих оргий. После смерти Орфея Мидас возглавил мистерии и стал распространять таинства богов по Фригии.
Дионис и Селен. Роспись на чернолаковой чаше 490 г. до н.э. Берлин. Государственный музей.
 
Помимо орфических мистерий он был связан и с дионисийским культом плодородия. Причем с культом Черного Диониса, которого даже считали мужем Деметры. Одна из известных легенд гласит, что когда Дионис вел войско в Индию, заблудился его воспитатель Селен. Слуги же Мидаса нашли его мертвецки пьяным в лесу. Мидас радушно принял его и через какое-то время возвратил Дионису. Обрадованный, Дионис предложил Мидасу исполнить в награду любое его пожелание. Мидас не нашел ничего лучшего, как пожелать, чтобы всё, к чему он ни прикоснётся, превращалось в золото, и это пожелание было тотчас же исполнено Дионисом. Мидас решил испытать свой дар: он коснулся ветви дуба, и она позолотела; он взял камень, и произошло то же самое. Когда Мидас вернулся ко двору, он приказал приготовить пир в честь своего нового дара. Но, когда он взялся за еду и питье, они, к его ужасу, тоже превратились в золото, отчего он не мог ни есть, ни пить. Мидас, боясь умереть с голоду, пришёл к Дионису и умолял его взять назад этот дар. Дионис сжалился над ним.
Во многих местах, люди до сих пор занимаются промывкой золота в реках.
 
Он приказал Мидасу искупаться в реке Пактол, которую стали называть Хрисорроем, (отчего река до сих пор несёт в своём течении крупицы золота) и Мидас избавился от своего дара.
Античная статуэтка. Мидас изображен с ослиными ушами, его лицо очень похоже на лицо сатира.
 
Исследователи считают, что Мидас являлся в свое время одним из древнейших хтонических существ демонов. На это указывает миф о том, как Апполон за неправильное, на его взгляд судейство, наградил его ослиными ушами. В споре за победу в музыкальном соревновании пальму первенства он отдал другому древнейшему божеству – демону с козлиными ногами и бородой Пану.
Некрополь Гермонассы. Чайничек.
 
Из менее значимых находок на раскопе в Тамани можно упомянуть позднесредневековый участок, где была обнаружена усадьба, скорее всего относящаяся к татарскому времени. В ходе ее расчистки были обнаружены часть стенки, очаг и некоторый керамический материал. Из целых форм только глиняный чайничек.
Хутор Вестник. Алтарь храма Деметры разрушенный «черными» копателями.
 
К сожалению после очередного разрушения произведенного «черными» копателями в поселке «Вестник» работы на храме Деметры пришлось приостановить и заняться ликвидацией последствий. В ближайшее время работы на «Вестнике» будут продолжены.
Полевой лагерь фонда «Археология» и ВБАЭ. Антрополог Екатерина Кожина занимается изучением костных останков.
 
Параллельно с раскопками идет большая работа по обработке костного материала, как с некрополя Гермонассы, так и с других захоронений найденных на Таманском полуострове. Там тоже была сделана масса открытий, о которых мы подробно расскажем в следующем сообщении. Перейти в раздел Новости Фонда или Новости археологии

Телефоны:
+7 (499) 250-08-05
Электронная почта:
archae@mail.ru
Трансляция новостей RSS