25.11.2011 г. Моя экспедиция. Три составляющих Экспедиции CREDO: профессиональный опыт, освоение информационных технологий, развитие личности . Рассказ волонтера из Новосибирска.

Анастасия Якубовская,
Новосибирский техникум геодезии и картографии

Анастасия Якубовская.
Летом 2011 года мы принимали участие  в археологической Экспедиции CREDO. Этот проект был подготовлен компанией «Кредо-Диалог» вместе с Некоммерческой организацией «Фонд Археология» при поддержке Центра дополнительного образования «Кредо-образование», партнера компании в Казахстане Geo-Soft  и компанией Диалог-Проект, г. Краснодар. Археологические раскопки выполнялись на объектах Восточно-Боспорской археологической экспедиции.  От нашего техникума в экспедиции  участвовали двое студентов и преподаватель Наталья Алехина.
Перед поездкой мы предполагали, что на археологических объектах придется выполнять геодезические работы, а также что будем принимать участие в самих раскопках. Однако на деле получилось несколько иначе. Оказалось, что на раскопках просто необходимы геодезисты! И поэтому всю смену мы занимались созданием планово-высотного обоснования, тахеометрической съемкой, обработкой полевых материалов  и созданием топографических планов.
Технически наша команда была оснащена электронным тахеометром, который привезла наша группа, новым теодолитом с рейкой, который подарила Экспедиции компания Geo-Soft из Алматы, нивелиром, который был в распоряжении полевой археологической экспедиции, и GPS-навигатором, который предоставило нам научное руководство археологического лагеря.
Объектов, на которых нам пришлось работать, было три. С  точки зрения производства работ, они были интересными и сложными. Первый состоял из двух участков на прибрежной линии современной Тамани. На одном участке  велись археологические разведки с разбивкой шурфов, на  втором – помимо разведок велись еще и раскопки Западного некрополя Гермонассы. Так как в ближайшее время на этом объекте предполагалось  выполнять укрепительные работы береговой линии по федеральному заказу, то перед археологами стояла задача - уточнить границы археологического памятника. Поэтому и возникла необходимость в топографических планах с фиксацией шурфов и места раскопа. Второй объект – раскопки храмового комплекса возле станицы Вестник, где нужно было восстановить сетку квадратов, поврежденную во время раскопок. И наконец, третий объект, задание на который мы получили практически за пару дней до окончания Экспедиции -  «7 километр», где только начинались выполняться археологические визуальные разведки, и  на который также был необходим топографический план.
Руководители нашей Экспедиции разделили команду на две бригады. Поэтому мы смогли вести работы одновременно на разных участках. Моя бригада работала с тахеометром, поскольку это был наш прибор и у нас был опыт работы с ним. На объекте нами сначала была выполнена рекогносцировка участков, создано  планово-высотное обоснование, а затем   выполнена тахеометрическая съемка. Вторая бригада, которая работала с оптическим теодолитом, выполняла ту же работу только на другом участке. Поскольку на объекте, на котором работала вторая бригада, были большие перепады высот, то  после завершения работ на нашем участке  мы, использую тахеометр, выполнили измерение расстояний на их участке. Начав перебрасывать данные полевых измерений из прибора в программу CREDO DAT, мы обнаружила, что файл измерений был сформирован неверно. Поэтому в последующем мы решили результаты измерений записывать в журнал.
Я могу с уверенностью сказать, что выполнение работ на таком ответственном объекте, как археологические раскопки, для нас было очень хорошей профессиональной школой. Во первых, это были реальные условия в отличие от учебного полигона. Здесь от результатов нашей работы зависела работа других специалистов. Во-вторых, нам приходилось самим решать где поставить прибор,а где отражатель, как выполнить контроль измерений и обработать полученные данные. Руководители нашей группы – Ирина Рак от компании «Кредо-Диалог» и Наталья Алехина из нашего колледжа, только контролировали правильность выполнения, не давали готовых решений и предоставляли нам возможность самостоятельно продумывать план нашей работы. Что еще важно – мы работали в команде, вместе с ребятами из других городов  и учебных заведений. Что-то знали лучше они, что-то – мы, и благодаря этому мы смогли учиться друг у друга.
В конце проекта  все чувствовали себя более уверенными в профессиональном плане, повзрослевшими и довольными тем, что мы смогли поучаствовать в важном и интересном деле – археологических работах.

 

Перейти в раздел Новости Фонда или Новости археологии

Телефоны:
+7 (499) 250-08-05
Электронная почта:
archae@mail.ru
Трансляция новостей RSS