Под Анапой зарыт целый античный город

В Краснодарском крае под городом-курортом Анапой начались раскопки античного храмового комплекса греческой богини Деметры. Остатки фундамента святилища, предположительно построенного в конце V — начале IV века до нашей эры, были обнаружены в прошлом году. Археологи предполагают, что под землей, вокруг храма, имеется целый античный город.


При проведении охранных раскопок перед строительством линий электропередачи весной 2010 года специалисты Краснодарского южнороссийского центра обнаружили черепки, монеты и обломки плит. В ходе дальнейших работ археологи обнаружили отменно сохранившийся фундамент и обрушенные стены храма, в котором, по всей вероятности, располагалось святилище древнегреческой богини плодородия и земледелия Деметры. "Здесь было много находок, в частности, подтверждающих, что это святилище связано с Деметрой, Корой-Персефоной (статуэтка Деметры, которая на плече держит свою дочь Персефону). Но главное — само сооружение. Это и есть наиболее интересная находка", — новостная лента интернет-портала greek.ru приводит слова начальника Восточно-Боспорской экспедиции Института археологии РАН Николая Сударева. После проведения георадарных работ выяснилось, что на этом месте располагался не один храм, а целый храмовый комплекс, окруженный плотной застройкой из каменных домов. Историков однако смущало то обстоятельство, что античный город лежал в 50 километрах от моря, в то время как эллины не создавали свои колонии настолько далеко от "обители Посейдона".

"Отгадку удалось найти в древних картах. Оказалось, что неподалеку был пролив, который соединял два моря, Азовское и Черное, и по нему даже курсировали корабли. Потом пролив заболотился, и древние греки покинули это место жительства", — сообщает российский телеканал "Культура".

Одной из самых насущных проблем является защита уникальных артефактов от варварства местных жителей и грабежа "черных" археологов, которые уже успели свернуть одну из плит алтаря. Будем надеяться, что древний город удастся отстоять от непрошеных гостей и вторичного уничтожения.

Миф о Деметре, она же в римской традиции называлась Церерой, представлен в греческой литературе лишь в одном, но детально развитом направлении — похищении ее дочери Коры (в переводе значит "дочь") богом подземного царства Плутоном. Деметра — олицетворение вечного круговорота, что отражается как сошествие в Аид ее дочери Коры и ее периодическое возвращение на землю. Цикл мифов о Деметре повествует о ее материнском горе, а когда она наслала засуху и неурожай, Зевс, с позволения которого его брат украл Персефону, или Кору, повелел Аиду-Плутону вывести ее в надземное царство.

Философы-стоики называли Деметру и Кору пневмой, которая проникает в землю и плоды. В жертву Деметре приносили беременных свиноматок в ознаменование многоплодия и сбора хорошего урожая. У Деметры был эпитет Фесмофора — "носительница установлений", поскольку эта богиня, кроме изобретения хлеба, научила людей и его обработке и ввела законы, по которым они привыкли поступать справедливо. Не один только титан Прометей, как его аттестовал Карл Маркс, отличался желанием помочь людям и научить их чему-то полезному.

По поводу двойного имени Коры, или Персефоны, у орфиков (последователей культа Диониса и Деметры) можно найти такое толкование: когда Кора (иногда переводят "дева" или "девушка") живет на земле, она остается девою и непорочною, пребывая в подземном мире, она сочетается с Аидом и рождает от него живущих в этом царстве Евменид.

В честь Деметры происходили грандиозные празднества Фесмофории с постными и веселыми днями 9-13 или 10-14 пианепсиона (октябрь-ноябрь) и еще более значимые Элевсинские празднества — Великии Эливсинии в течение девяти дней в боэдромионе (сентябрь-октябрь) и Малые Элевсинии в анфестерионе (февраль-март).

По поводу двойного имени Коры, или Персефоны, у орфиков (последователей культа Диониса и Деметры) можно найти такое толкование: когда Кора (иногда переводят "дева" или "девушка") живет на земле, она остается девою и непорочною, пребывая в подземном мире, она сочетается с Аидом и рождает от него живущих в этом царстве Евменид.

В честь Деметры происходили грандиозные празднества Фесмофории с постными и веселыми днями 9-13 или 10-14 пианепсиона (октябрь-ноябрь) и еще более значимые Элевсинские празднества — Великии Эливсинии в течение девяти дней в боэдромионе (сентябрь-октябрь) и Малые Элевсинии в анфестерионе (февраль-март).

Наследнику Спартока I царю Сатиру I (около 433-389 годов до нашей эры) удалось заставить принять его подданство тремя племенами синдов Таманского полуострова, но оберегаемая афинянами монополия на боспорское зерно сдерживала экономическое развитие этого района.

Левкон I (около 389-го — около 349-346 годов до нашей эры), которого вместо Сатира некоторые авторы называют первым царем синдов и покорителем Феодосии (если она не была захвачена во второй раз, в 364 году до нашей эры, после другой войны с Гераклеей), был архонтом Киммерийского Боспора и Феодосии, а также царем племен синдов. При нем границы Боспорского царства расширились и оно занимало все земли от гор Кавказа до реки Танаис (Дон). В Боспорском царстве чеканилась редкая в греческих городах золотая монета с надписью Пантикапей. Для чеканки использовались золотые слитки, добываемые на приисках Урала и Сибири.

После смерти Левкона власть перешла к его юным сыновьям Спартоку II и Парисаду (Берисаду) I, которые до смерти Спартока были соправителями. Парисад I продолжал править в должности архонта до 311-309 годов до нашей эры. В первые годы его царствования государство процветало, как никогда прежде. Возможно, еще при жизни Парисад I был объявлен богом.

Парисада описывают как мягкого и талантливого правителя, который, как и его отец, покровительствовал искусствам. В частности, при своем дворе он радушно принял афинского арфиста Стратоника. Парисад вел длительную войну со скифами, возможно, на время они признали над собой владычество боспорцев. Он также установил дипломатические отношения с синдами, женившись на Комосарии, дочери их владыки Горгиппа.

Не исключено, что данный храм был построен во время борьбы афинян со Спартоком, а может быть, несколько позже. Однако, судя по всему, он пережил всех вышеупомянутых боспорских царей и начал разрушаться лишь при Парисаде I, когда из-за исчезновения пролива жители вынуждены были покинуть город. Однако, уезжая из него, эти люди, скорее всего, что-то забыли, поэтому археологи надеются, что в процессе раскопок удастся найти множество вещей, которые смогут рассказать о жизни этой небольшой, но очень важной для Афин колонии.

Игорь Буккер

http://www.pravda.ru/science/mysterious/past/22-07-2011/1084621-anapa_gorgippia-0

Телефоны:
+7 (499) 250-08-05
Электронная почта:
archae@mail.ru
Трансляция новостей RSS