Дж. З. Мирзаев, ГОРОД НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ВЕЛИКИХ ДОРОГ: ИСТОРИЯ, ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА

Предлагаем вашему вниманию статью к.и.н. Дж. З. Мирзаева об истории, идеологии и культуре города Термеза. Подробнее с историей этого древнего городом, находящимся на территории Узбекистана, можно ознакомиться на странице в социальной сети Facebook Неизвестный Термез 

ГОРОД НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ВЕЛИКИХ ДОРОГ:

ИСТОРИЯ, ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА

http://termez.zn.uz/

Дж. З. Мирзаев

кандидат исторических наук,

старший научный сотрудник,

 Термезский археологический музей

 

       Издревле развитие человеческой цивилизации неразрывно связано с формированием и функционированием транспортных маршрутов. Именно они способствовали  развитию   межрегиональных отношений и обмену культурных ценностей. Эти маршруты  исторически были жизненно важными для роста городской цивилизации. Степень развития городов, которые являются символами своей эпохи, наиболее репрезентативными представителями политических, экономических и культурных достижений своего времени,  тесно связано с их позициями в системе  транспортных сетей. Поэтому важнейшим фактором формирования и развития Термеза, одного из древнейших городов Центральной Азии, является сочетание надежной защиты с удобным положением на Великом Шелковом пути.

 

Карта месторасположения  Термеза.

       Термез – административный центр Сурхандарьинской области, один из немногих городов современного Узбекистана, которые не потеряли своего значения в древности,  в средневековье, а также  в новое время. Он принадлежал к числу тех городов Центральной Азии, чей генезис и эволюция протекали в разных местах, а исторические памятники, отражающие все периоды их существования,  являют взору исследователей беспрерывную смену времени. Термез – это огромная агломерация, составные разновременные части которой перемещались в пространстве и во времени на обширной территории внутри треугольника, заключенного между Амударьей и Сурхандарьей. Подобного рода агломерации являются характерной особенностью развития городов в Центральной Азии. Причины подобных перемещений внутри одной агломерации различны: разрушительные войны, изменения источников водоснабжения, социальные и религиозные кризисы1.

 

Монета из Термеза II-I в.до н.э.     

 

   Город расположен в самом центре легендарной области Бактрия на берегу могучего Окса - Амударьи. По обеим сторонам этой реки несколько тысячелетий назад, в эпоху бронзы сложилась блестящая цивилизация Бактрии, впоследствии ставшая средоточием великих культур Востока, своеобразным симбиозом цивилизаций Востока и Запада. Одни бактрийские города разрушены еще в глубокой древности, другие, пережив все перипетии истории, дожили до наших дней, и превратились в современные города. Среди них – Термез, к нему, единственному из всех бактрийских городов история всегда благоволила и благоволит по сей день. Термез, несмотря на все сложности процесса своего развития, восставал из руин и пожарищ, изменял свое месторасположение, а в условиях независимости постепенно становится цветущим современным городом - главным форпостом, южными воротами Республики Узбекистан.

       А до этого город прошел долгий исторический путь. Первые его строители были мудрыми людьми, прозорливо угадав место основания поселения при наиболее удобном пути, соединявшем Индию и Центральную Азию, переправе через Амударью. Местность, где впоследствии возник Термез, была богата фауной: река изобиловала рыбой, в зарослях водились различные звери и птицы, здесь же по соседству находились плодородные участки, пригодные для земледелия. Эти факторы по всей вероятности, способствовали заселению данной территории еще в эпоху неолита, на что указывают находки каменных орудий того периода найденных на территории Термеза.  Позднее, более 2500 лет назад, в  северной Бактрии произошла миграция части населения предгорных районов в долины больших рек, это было вызвано увеличением населения в местах их былого проживания, вследствие чего природные ресурсы в них были истощены. Поэтому в долине Амударьи появляются несколько населенных пунктов, видимо основанных переселенцами. Один из них возник на территории будущего города, где были вскрыты слои той эпохи.  Археологическое изучение Термеза показало, что первоначальный населенный пункт здесь был основан на естественной возвышенности из песчаника, расположенный вдоль берега реки, где были обнаружены наиболее ранее комплексы керамики.  Жители его, судя по находкам, занимались земледелием, рыболовством и охотой. Вскоре после основания поселения стала функционировать переправа, в результате чего между жителями обоих берегов Амударьи налаживаются экономические и культурные контакты. Постепенно роль поселения как важного пункта у переправы через реку возрастает, и этот фактор приобретает определяющие значение в его истории2. А с формированием Великого Шелкового пути город органически становится важным звеном в структуре этой трансконтинентальной магистрали.

 

Останки древнего Термеза.

 

 

 Таким образом, уже на ранних этапах существования определились главные функции Термеза, способствовавшие его значимости и процветанию, - охране важнейшей переправы через Амударью и обслуживание многочисленных караванов. На протяжении истории явственно проступает и военно-оборонительная функция Термеза, как крепости, защищающей границы того или иного государства.     С персов Ахеменидов  начинается длинная вереница имен известных истории завоевателей, наступавших со всех сторон света, их сменяют греки Александра Македонского, основавшие здесь один из самых восточных очагов эллинской культуры. За ними следуют тохары и другие  племена, пришедшие из степей Евразии и создавшие Кушанскую империю, одну из четырех держав своей эпохи. Эта империя пала под ударами гуптов Индии с юга, персов Сасанидов с запада, кочевников эфталитов  с севера. В период между эфталитами и арабами город принадлежал Тюркскому каганату. В VII веке с Запада приходят новые завоеватели - мусульмане. Регион входит в ареал исламской  культуры. Калейдоскопически сменяются династии: халифские наместники,  Тахириды, Саманиды, Газневиды, за ними следуют  Караханиды и Сельджуки с Востока, хорезмшахи с Запада, орды Чингисхана вновь с Востока. Их в свою очередь сменяют  династии Тимуридов, Шайбанидов, Аштарханидов  и, наконец, Мангытов.  Весь этот период, начиная с конца VII в. и до 1920 г., вне зависимости от государственной принадлежности, Термез находился в лоне исламской цивилизации.

 

    Австро-венгерский ученый В.Томашек в 1877 году высказал предположение, что наименование Термез происходит от  древнеавестийского «taro-maetha», что в переводе означает «поселение по ту сторону реки»3. В период распространения ислама Термез, стал первым мусульманским городом за  Амударьей4. Возможно, термин «Мавараннахр» - «то, что лежит за рекою», которым арабы обозначили территорию между Амударьей и Сырдарьей, является калькой от названия Термеза.

 

Глиняная голова от статуи I-II в.в. Городище Далварзинтепа.

             При великом кушанском царе Канишке, с первой половины II века Термез приобретает еще одну функцию – идеологическую, став на века основным центром буддизма в Центральной Азии, адепты которой утверждали что, город был построен барабанами и флейтами. Отсюда на северо-восток и  на северо-запад шли миссионеры, распространявшие учение Будды в Китай и Тибет.   Очевидно, уже тогда, в первых веках в Термезе была создана творческая и интеллектуальная атмосфера, подготовившая почву для взлета через несколько столетий великих личностей, как Имам Иса Термези и Мухаммад Хаким Термези, высоко чтимых в мусульманском мире. Их сочинения оказали большое влияние на становление мусульманской цивилизации.  Свою важную идеологическую функцию Термез сохранял на протяжении всего средневековья, которую поддерживали представители рода термезских саййидов, авторитет которых признавался во всем мусульманском ареале5.

       Духовный взрыв, имевший место в результате проповеди Мухаммада, изменил жизнь общества. Сначала эти изменения отразились на политической карте Востока, потом проявились в других  сферах жизни. Город меняется  как структурно, так и идеологически. Появляется доселе не известное предместье – рабат - место концентрации торговли и ремесла. Центр города перемещается из цитадели в мечеть. Образ города передается эпитетом «Великий Термез» - «Хазратэ Тирмиз», он  один из цветущих центров исламского мира. Самый известный местный поэт Адиб Собир Термези сравнивает Термез с самыми процветающими городами того времени, с самыми известными центрами в истории цивилизации - Вавилоном и Египтом6. Одним из сфер  экономики города в средние века могла быт обслуживание путешественников. Караван-сараи Термеза,  согласно письменным источникам, получали большие доходы благодаря непрерывному потоку путешественников, что подтверждается археологическими исследованиями и нумизматическими находками.

       Уже монгольский период меняется эпитет Термеза, теперь он называется  «Мадинат ар-риджол» город мужей. Она связана со структурой  мистического сообщества – хакимия, имеющей свою иерархию различных ступеней и степеней. Образована она по моделям инициативных содружеств: отбирая членов своих сообществ и проводя их через ряд испытаний, они наделяют их недоступными для других привилегиями. Суфизм обещает тем, кто желает быт посвященным в его таинства блаженное бессмертие, претендуя на постижение истины, скрытой от непосвященных. Суфизм приобретает совершенно особое религиозное значение: он вводит в религию идеи личного спасения с целью преобразовать природу человеческого индивида вне зависимости от общественного уклада,  осуществить как бы его второе рождение, претендуя в свою очередь на изменение внутреннего мира человека, на возможность его возвышения почти до уровня  божественного человека. Даже скудные данные из исторических источников позволяют констатировать: суфии из Термеза активно проповедовали свои взгляды от Малой Азии до Китая.

 

Исследователи истории Термеза К.Като (Япония) и Ш.Пидаев (Узбекистан) на раскопках городища Кара-Тепе.

     Возникший после монгольского нашествия новый Термез территориально превосходил старый город в четыре раза.  Видевший многие города мира, посол испанского короля Генриха III Рью Гонсалес де Клавихо был поражен громадными размерами Термеза. Для него Самаркандское царство начиналось в Термезе7. При Тимуре и Тимуридах Центральная Азия достигла высшей степени своего культурного развития, как утверждают исследователи истории региона. Среди достижений  образа жизни той эпохи, китайские путешественники отметили: жители городов мало готовят пищу дома, а покупают кушанья в лавках, которые работали круглосуточно; что свидетельствует о высоком благосостоянии населения. Ярким представителем городской культуры этой эпохи является самый известный художник из Термеза  Мир Саййид Али, шедевры которого сегодня украшают многие знаменитые музеи мира,  писал стихи под псевдонимом Джудои – «разлученный», в которых отражающий состояние поэта, вынужденного провести большую часть своей жизни в Индии,  вдалеке от родного города8.

       В процессе утраты Центральной Азией значения как коридора коммуникаций и торговли, в результате изменений в интенсивности транспортных маршрутов и приобретении приоритета морских путей в мировой торговли, начиная с XVII века, городская жизнь постепенно приходит к упадку. Завоевания иранского правителя Надиршаха в середине XVIII века и внутренняя междоусобица, оказывают пагубное влияние на городскую жизнь, изменили  образ города. Остатки былой славы канули в прошлое. «Вследствие смуты население Термеза покидает свои родные места, Термез стал проходом в ад» - писал историк Мир Мухаммад Амин-и Бухари9. Таким образом, тот негативный образ города,  который преобладал в последующем, имеет свои истоки, и связано это с исчезновением и долгим отсутствием городской культуры.

 

Мавзолей Сейида Бурхан ад-Дин Термизи в Кейсари, эмегрировавшего в Турцию после Монгольского нашествия. 

      Лишь события нового времени вносят изменения в  жизнь региона. К концу XIX столетия в процессе соперничества между Российской и Британской империями  Термез стал форпостом Российского государства, когда военные выбрали его как плацдарм для вторжения через Афганистан в Индию. «В Средней Азии все дороги ведут в Термез», утверждал российский офицер, составивший план вторжения в Афганистан. Стратегическое значение Термеза была известна многим специалистам. Так еще  в начале 70-х гг. ХIХ века Фердинанд Мари виконт де Лессепс, известный по осуществлению проектов Суэцкого, Панамского и Коринфского каналов, разработал проект строительства железнодорожной ветки Петербург – Ташкент – Термез – Кабул – Дели. Впоследствии, министр иностранных дел России считал, что строительство железной дороги до Термеза является важным шагом «вперед с нашей стороны по направлению к Индии, … однако весьма желательно придать постройке Термезской ветви, насколько это представляется возможным, хотя бы некоторый оттенок экономического значения»10.

       Развитие колониального города был прерван Октябрьским переворотом. С 1924 г.  Термез, до этого входивший в состав Бухарской Народной Республики, стал  советским.  1926 году название города Термеза хотели переименовать в  Сталин, но специальная комиссия отрицательно  отнеслась к этой идее11. В течение всего советского периода город несколько раз становился местом вторжения в Афганистан. Если первая советско-афганская полномасштабная война, история которой ждет своих исследователей,  в 1929 году закончилась краткосрочной оккупацией северного Афганистана, то вторая советско-афганская война, начавшаяся в 1979 году,  стала началом конца советской империи. С этого времени регион, вызывавший пристальное внимание в конце XIX века, почти забытый XX веке, вновь оказался одним из объектов внимания мирового сообщества.  Сейчас главный форпост Республики Узбекистан на ее южных границах является также опорным пунктом антитеррористической операции на севере Афганистана.

 

Археологический музей в Термезе.

       Образ города Термеза в XX веке также связан с тотальным уничтожением исторических памятников. Например, зал приемов дворца термезских правителей  с его замечательным архитектурным декором, сведения о котором приводятся почти во всех работах по истории искусств мусульманского Востока, известный миру как непревзойденный образец орнаментального искусства Центральной Азии, в 1945 году разобран военными  на кирпичи, которые пошли на строительство свинарника.   Еще до уничтожения талибами буддийских памятников Бамиана, осужденного как акт вандализма, за десятилетия перед этим, большевики уничтожали исторические памятники Термеза таким же образом. Так, древнейший  точно датированный минарет региона, построенный в 1032 году,  в 1934 году стал мишенью артиллеристов. А от уникального трехэтажного медресе, уничтоженного в 1904 году, до нас дошла лишь единственная фотография. Вообще, конец XIX-первая половина XX века это период тотального уничтожения памятников Термезского региона. Поэтому, руководитель Термезской комплексной археологической экспедиции М.Е.Массон утверждал что, «можно написать историю последовательного их уничтожения, чем историю изучения»12.

 

Сурхандарьинская область, Узбекистан. 

 

       В годы независимости Термез, несмотря на все потрясения и превратности предшествующих исторических периодов, сохранил традиционную значимость и присущие ему функции, приобрел новые, перейдя на более качественную ступень своего развития. Термез становится центром развивающейся промышленности и сельскохозяйственного производства, образования и культуры. Несомненно, что на этом сочетании традиций истории и новых явлений современности зиждется не только его значимость, но и славное будущее. Сегодня образ города связан с единственным в Центральной Азии археологическим музеем, транспортными коммуникациями и многими другими составляющими. Негативные впечатления от города имеют преимущественно бытовой характер и связаны со слабо развитой инфраструктурой и сферой услуг в городе. Строятся различные объекты, некоторые из них, например, новое здание университета, реставрируемые сохранившиеся исторические памятники представляет большой интерес. Таким образом, устраняется один из недостатков города -  отсутствие в нем ярких и интересных объектов, что порождает общую безликость города советского периода. В годы независимости возродился поклонение культу Мухаммада Хакима  – «Термиз ота» - «отца города». Город воспринимает мудреца как исключительное существо, как святого человека, образ жизни которого отделяет его от остальных людей и ставит как бы примером. Символом толерантности и межкультурного взаимодействия является буддийский памятник Фаяз-тепа, полностью восстановленный после масштабных реставрационных работ. Каждая эпоха оставила не только памятники, которые являются знаковыми символами городской культуры, но и свое отношение к этим памятникам. Сегодня вопросы сохранения памятников, возрождение исторических ценностей подняты на уровень  приоритетных направлений государственной политики. Это открывает широкие перспективы для Термеза в области развития туризма, который, наряду с исторически присущими коммуникационными преимуществами, может стать основным фактором развития города.

 

 

Список использованных источников

1.Ртвеладзе Э.В. Термез и его значение в истории Средней Азии.//  Термез. Древний и новый город на перекрестке великих дорог. - Ташкент: «Шарқ»,  2001. С.9.

 

2.Пидаев Ш. Р. Тармита – Термез до 1221г.: генезис и эволюция города.// Термез. Древний и новый город на перекрестке великих дорог. - Ташкент: «Шарқ»,  С.12.

3.Tomaschek W. Centralasiatische Studien, I. Sogdiana. - Wien.1877, s.91

4. Мирзаев Дж. З.Термез – первый мусульманский город Мавараннахра. //

Uzbekistan’s contribution to the development of Islamic civilization. Abstracts of the papers and addresses to the International Conference devoted to announcement of Tashkent as a capital of Islamic Culture for 2007 by the ISESCO.-Tashkent-Samarqand: Publishing Center oh al-Imam al-Bukhari, 2007.C.173-175.

 

5. Мирзаев Дж. З. Роль термезских саййидов в истории Центральной Азии. //

«Ozbekiston tarixi», 2004, № 3.С.13-23.

 

6. Мирзаев Дж. З. Поэзия как источник изучения городского самосознания населения средневековья. // История и самосознание III: изложение истории в Узбекистане и в Германии. - Ташкент, 2008. C.174-182.

 

7. Руи Гонсалес де Клавихо. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Темура. // Извлечения Х.Буриева. Общественные науки в Узбекистане, 2002, №2.С.81

 

8. Мирзаев Дж. З. К биографии художника Мир Саййида Али Термези. //

Камолиддин Беҳзоднинг жаҳон маданияти тарихида тутган ўрни. Буюк рассом таваллудининг 550 йиллигига бағишланган илмий анжуман материаллари. -Тошкент.: «SANAT»,2005.С.121-123.

 

9. Мир Мухаммед Амин-и Бухари. Убайдулла-наме. Перевод А.А.Семенова. -Ташкент: Издательство АН Уз ССР, 1957.С.243.

10 Мирзаев Дж. З. Военные конфликты в  Афганистане: Термезский плацдарм. //  Сборник докладов международной научно-практической конференции «Слинские чтения» памяти профессора М.Ф. Слинкина. Таврический национальный университет имени В.И.Вернадского. -Симферополь, 2013.С.18-20.

 

11.Жалолиддин Мирзо (Ж.З.Мирзаев). Термиз тарихи. Тошкент: «Шарқ», 2001.99б.

 

12. Массон М.Е. Городище Старого Термеза и их изучение. // Труды Узбекистанского филиала АН СССР. Серия I, выпуск 2. Термезская археологическая комплексная экспедиция 1936года. Ташкент.: Издательство УзФАН, 1940. С. 25.

Публикация моей статьи: «ГОРОД НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ВЕЛИКИХ ДОРОГ: ИСТОРИЯ, ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА»

Ташкентский Государственный институт востоковедения,  Кембриджский Университет и международный  проект INSPIRE Британского Совета

«История и современность Великого Шелкового пути: социально-культурные, исторические, политические и экономические аспекты развития». Ташкент,2013. С.197-201.

”Continuity and modernity on the Great Silk Road: socio-cultural, historical and economic aspects of development”. International scientific conference proceedings. Tashkent, 2013. 

Перейти в раздел Новости Фонда или Новости археологии

Телефоны:
+7 (499) 250-08-05
Электронная почта:
archae@mail.ru
Трансляция новостей RSS