Б. Г. Петерс К ВОПРОСУ О МОРСКОМ ДЕЛЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В КЛАССИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ


Музей Спарты. Древняя модель триремы с тараном.

I тип — суда с таранами — представлен триерами, самыми распростра¬ненными военными судами. Наряду с триерами существовали пентеконтеры и диэры, а с IV в. до н. э. появляются корабли с четырьмя п пятью рядами весел. Анализ дошедших изображений, сведений древних авторов и современные исследования предоставляют возможность дать некоторую характеристику этим кораблям.

Современная реконструкция древнегреческой триремы. Корабль «Олимпия» принадлежит греческим военно-морским силам.

 Первые суда типа триеры с тремя рядами весел были построены в VIII в. до н. э. в Коринфе, а затем на Самосе коринфским кораблестроителем Аминоклом 3. Во главе триеры стоял триерарх, выбираемый из числа богатых граждан, участвующих в ее снаряжении. В его обязанности входило оснащение и содержание судна. Первым его помощником был кормчий - кибернетес. При начальнике гребцов келевсте, отбивавшем деревянным молотком такт гребцам, находился также музыкант — треопорес, подававший ритмичные сигналы на флейте, регулируя тем самым темп движения весел, пли напевавший в такт гребли веселые песни. На носу судна находился вахтенный — проревс.

Чернолаковый сосуд. Греческий военный корабль.

 Основываясь па сообщениях Фукидида8, можно рассчитать, что на каждой афинской триере, кроме того, могло находиться 20 воинов — гоп¬литов. Во времена Пелопонесской войны (431—404 гг. до п. э.) триера, вероятно, не вмещала более 200 человек.

Современная реконструкция рассадки гребцов на боевой триреме.

 Триера в своем основании имела деревянный киль, к которому крепились части корабельного набора, об¬шитые снаружи бортовыми досками. В кормовой части судна килевая балка переходила в закругленный ахтерштевень. В носовой части судна киль переходил в форштевень, продолжением килевого бруса являлся таран.

Родос. Барельеф древнегреческого боевого корабля. Отчетливо виден таран.

Последние были различны по своим размерам и конструкции. Над нижним тараном — эмбелосом располагались два выступающих вперед горизонтальных бруса — эпотиды, служащие для поломки весел на неприятельских судах и для предохранения носовой части корабля при таран¬ном ударе.

Реконструкция морского сражения. Таранный удар.

Нависающий над тараном в виде салазок форштевень триеры давал возможность при таранном ударе наползать на борт неприятельско-го корабля, подминать его своим весом под себя, потопляя пробитую часть судна. Триера могла вести таранный и абордажные бои.
Для поворотов во время движения триера имела с каждого борта кор¬мы по одному укрепленному рулю в виде большого весла. Па изображе¬ниях кораблей подобного типа на Помпейских фресках видно, что рулевые весла выпускались на воду из специальных кормовых гнезд.

Монеты IV в.до н.э. с изображением якорей найденные в Аполлонии (западное побережье Черного моря).

Суда снабжались несколькими якорями, которые обычно находились на носовой части корабля и реже — в кормовой. Якоря могли быть метал¬лические или деревянно-металлической конструкции в. В боковых частях верхней палубы триера могла иметь выступающую наружу и свисающую над водой площадку — транс.

 Реконструкция. Транс на древнегреческом корабле.

Транс позволил, не увеличивая длину ве¬сел, увеличить длину их выноса, и в то же время, не расширяя подводную часть корабля, давал необходимое место для маневрирования воинов во время морских сражений. Он защищал корпус корабля при таранном уда-ре. а также значительно увеличивал продольную жесткость судна. Дру¬гим усовершенствованием триеры явилась сплошная палуба, под которой находился трюм - таламос, служащий дли храпения различных запасов. 13 IV в. до н. э. на триерах появилась легкая верхняя палуба — катастрома. защищающая гребцов верхнего ряда от стрел и дротиков и служащая для расположения на ней воинов: -

Реконструкция. Воины передвигаются по катастрому во время морского сражения.

Основным видом движителя у триеры являлись расположенные один над другим в шахматном порядке вдоль каждого борта три ряда весел. На верхней палубе на концах транса, идущего вдоль левого и правого бор¬тов. были расположены уключины самых длинных весел верхнего ряда. Это были наиболее тяжелые весла, и каждое из них управлялось одним из высокооплачиваемых гребцов — транитом. Средний ряд весел прохо¬дил через отверстие в бортах в тех местах, где кончался трапе: веслами этого ряда управляли зигиты. каждый также одним веслом, причем они были короче весел верхнего ряда. Самыми короткими веслами нижнего ряда управляли таламиты. Весла во время стоянок туго подтягивали рем¬нями к уключинам.

Лаврион. Храм Посейдона. Барельеф с изображением расположения гребцов на триреме.

 Гребцы сидели на банках. Для того чтобы один ряд весел при гребле не задевал за другой, отверстия для них в бортах были расположены по наклонной линии. Все три ряда весел работали вместе только во время боя. обычно гребцы были разделены на вахты, триера при надобности могла при помощи весел двигаться также кормой вперед. Скорость ее передвижения на веслах могла достигать восьми узлов. При волнении на море весла нижнего ряда втягивались внутрь судна, а весель¬ные порты задраивались кожаными люками. Основные споры в рекон¬струкции многорядных кораблей порождает расположение гребцов и ве¬сел 7. В частности, по предположению английского исследователя Тарна, траниты, зпгиты и таламитьт были размещены на одном уровне. Траниты — на корме, зигиты — в центре судна, а таламиты — на носу. Он счи-тал, что весла в триере располагались звеньями по три весла на одной го¬ризонтальной банке, которая размещалась под некоторым углом к килю, как это стали делать в XVI в. Далее он предполагал, что и в триерах было подобное расположение, но в каждом звене было соответственно по четыре весла. Для более крупных кораблей Тарн предлагал другой принцип ре¬конструкции. Так. в понтерах звено состоит из одного весла, но им управ¬ляют шесть человек, в гектерах — семь, и так вплоть до декер, у которых на каждое весло приходилось по 10 гребцов.

Италия. Огромная галера императора Калигулы поднятая со дна озера Неми.

 Он считал, что в более круп¬ных кораблях весла объединяются в звенья. Так сорокократный корабль — тессараконтера имел звено из четырех весел, каждое из которых управля¬лось десятью гребцами.
Вспомогательным движителем триеры являлся прямой парус, который во время боя убирался. Обычно на триере устанавливалась одна мачта, изготовленная из цельного дерева.

Керченский полуостров. Нимфей. Граффити из храма Аполлона и Афродиты с изображением древнегреческих кораблей.

Она находилась почти посередине суд¬на. немного ближе к его носовой части. Будучи съемной, мачта складыва¬лась вдоль борта па вилкообразную подставку. 13 установленном виде она удерживалась с боков судна вантами, а спереди штагом. Впоследствии в носовой части судна стали устанавливать дополнительный малый прямо¬угольный парус на наклонной мачте — артемон.

Реконструкция соединений досок борта на древнегреческой триреме.

На постройку судов шел дубовый и сосновый лес, применялись также кипарис и кедр. Для шпаклевки служили пенька, холст, смола. Свинец использовался для противовесов в веслах и изготовления якорей. При постройке кораблей широко применялись бронзовые и железные гвозди и скрепки, а также медные наконечники на таранах. Якорные канаты и весь такелаж был пеньковый. Паруса изготовлялись из холста.

Керченский полуостров. Нимфей. Граффити из храма Аполлона и Афродиты , посольский корабль «Изиды».

Корабли типа триеры широко строились в античных государствах Се¬верного Причерноморья, ведя охранные военные действия в его водах.

Перейти в раздел Новости Фонда или Новости археологии

Телефоны:
+7 (499) 250-08-05
Электронная почта:
archae@mail.ru
Трансляция новостей RSS