Сударев Н.И. «Город Русия». Истоки русской государственности и христианства.

Вряд ли нужно сейчас специально доказывать,  какое глубокое влияние идеи христианства оказали на развитие мировой  цивилизации  за 20 прошедших веков.
Будучи универсальным гуманитарным и культурным  достоянием, христианская  религия  тесным образом связана и с историей нашего Отечества,  историей становления  российской  государственности.

Князь Владимир выбирает веру. Беседа с христианским философом. Радзивилловская летопись.

Летоисчисление христианства на Руси принято вести  с  988 года, когда, согласно известным источникам, приняли христианскую веру Киевский князь Владимир с  киевлянами.  Такой  подход утвердился в  официальной  российской  историографии  и даже в версии Русской Православной Церкви, что весьма ярко проявилось в дни празднования юбилея 1000-летия христианства на Руси.
Подобная точка зрения,  возможно, и оправдана, если брать её в свете бытующих ныне общих представлений об основных вехах истории Государства Российского.
Однако, этот  подход,  на  мой  взгляд,  страдает однобокостью, ибо он оставляет как бы за рамками признанной  истории важные свидетельства,  в том числе и материальные, проникновения христианского учения в среду народов, населявших территорию нынешней России, и становления его уже в первые века нашей эры, задолго до официального акта крещения князя Владимира  и Киева в 988 г.

Серебреник великого Киевского князя Владимира. Одесский музей нумизматики.

Сейчас  в нашем распоряжении имеются материалы, полученные в последние годы в результате  археологических раскопок на Таманском полуострове, которые, как мне кажется, позволяют по новому взглянуть на эту проблему и  даже  пересмотреть некоторые  казалось  бы устоявшиеся представления о развитии христианской религии и в целом  о  становлении  государственности в России.
Известно, что раннее христианство стало  распространяться на территории  России уже с I века нашей эры.  Основными районами такого проникновения были - что вполне естественно - греческие поселения,  города  на побережье Черного моря,  где они существовали, начиная с VII века до н.э.

 Херсонес. Мозаика пола православной базилики VI в.н.э. Птица – символизирует в христианстве душу.

В настоящее время,  после развала Советского Союза, большая часть этих поселений  осталась  за  пределами  современной России. Однако, и на территории нашей страны есть один регион, где христианство пустило корни на самом  раннем  этапе  своего существования.  Речь идет о древнегреческом государстве - Боспоре Киммерийском,  которое простиралось на обоих берегах Керченского пролива и включало в себя Таманский полуостров и Черноморское побережье нынешнего Краснодарского края.

Карта карта-схема Боспорское царство.

Сохранились церковные  и  апокрифические  предания о том, что уже в 40-е годы I века н.э. в этих местах миссионерствовал один  из 12 апостолов,  особо почитаемый на Руси,  Св.  Андрей Первозванный. Так, по данным грузинских хроник апостол трижды побывал на Боспоре (Петровский, 1898, с. 94; Лавров, 1959, с. 227; Иеромонах Никон, 1990, с. 39; Виноградов, 1999, с. 349-367; Могаричев, 2002, с. 49; Хрушкова, 2002, с. 45-46).После разрушения Иерусалима в 69 году римлянами на Боспоре появляется большое количество евреев, среди которых было немало почитателей Христа (Кашаев, Кашовская, 1999, с. 334).
В III или в начале IV вв., на Боспоре была основана епископская кафедра. Автор “Церковной истории” до 324 г. Евсевий Кесарийский, будучи участником I Вселенского собора (Никея 325 г.) сохранил имя первого Боспорского (или Готского) митрополита – Феофила, который так же подписал Символ веры на соборе.

Никея. Храм Св.Софии где проходил Первый Вселенский собор.

Сам Евсевий посвятил его в сан и послал к черноморским синдам для поддержания их веры. По другим известиям – греческих списках отцов Никейского собора, первым Боспорским митрополитом был Кадм (Cadmos, Cathmus, Cathirius, Cadamnus, Cadmus, Marcus), или Домн синайского и арабского списков. Однако возможно предположение, что Феофил мог возглавлять епархию Синдской[1] (таманской) части Боспора (Васильевский, 1912, с. 369; Васильев, 1921, с. 275-282; Гайдукевич, 1949, с. 465-466; Якобсон, 1959а, с. 29; Гадло, 1991а, с. 94; Болгов, 1996, с. 105; Богословский, 1998, с. 11; Айбабин, 1999б, с. 4; Зубарь, 1999б, с. 323; Юрочкин, 1999, с. 327; Диатропов, 2002, с. 97; Адаксина, 2004, с. 166).
Таким образом, твердо установленным фактом является распространение христианства на Боспоре уже в IV в., а V-VI вв. считаются временем «победившего христианства (Болгов, 1996, с.97-107) Здесь существует самостоятельная епархия Томитанская с центром в современной Тамани, что так же подтверждается наличием подписи епископа провинции Скифия Геронтия, под решениями II Вселенского собора, который происходил лишь при участии азиатских иерархов в Константинополе (381 г.), кафедра епископа находилась в г. Томи (Николаева, Десятчиков, 1998, с. 82; Богословский, 1998, с. 11). С VI в. н.э. эти земли входят в состав Византийской империи. Среди сокровищ знаменитого Перещепинского клада, найденного близ Полтавы и датируемого кон. VII в., имеется серебряное блюдо времен императора Анастасия (491–518) с надписью, свидетельствующей о принадлежности этого сосуда Патерну епископу г. Томи (Артамонов, 1962, с. 174, сноска 9; Айбабин, 1999а, с. 180).

Серебряное блюдо из Перещепинского клада времен императора Анастасия (491 -518 г.г.)

В “Церковной истории” Созомена Саламинского, при описании событий 323–439 гг., говорится о скифском народе, неподвластном Византии и имеющем богатую столицу Томис, где автокефальным архиепископом называется Феофил, родом скиф. Этот же город, находящийся на берегу Керченского пролива, упоминается у Феофана Исповедника и Никифора (Феофан Исповедник, 1980, с. 39-40/63; Никифор, 1980, с. 155/163).
Боспорский епископ Евдоксий, возглавлявший кафедру, учавствовал в трех церковных соборах – в Константинополе (448, 459 гг.) и Эфесе (449 г.) (Зубарь, 1999б, с. 325).
На VI в. приходится время активного строительства христианских храмов, начавших появляться по обе стороны пролива (Гайдукевич, 1940, с. 201-202; Якобсон, 1958б, с. 540; 1973, с.12; Зубарь, 1999а, с. 293). Имя Давида “диакона святейшей церкви в Восфоре” встречается среди подписей, стоящих под 18 деянием Шестого синода (681 г.). Этот Давид заменял собой епископа Боспора Андрея (Сорочан, 2002а, с. 523).

Грузило с христианской символикой из раскопок в Фанагории.

В начале VI в. епископская кафедра, созданная не без посредничества Боспорской епархии и непосредственно подчиненная Константинополю, известна и в Фанагории что подтверждается подписью Иоанна, епископа Фанагории, под документами патриаршего синода 519 г. в Константинополе (Крыкин, Борисов, 1989, с. 102; Гадло, 1991а, с. 95; Богословский, 1993, с. 47; Зубарь, 1999б, с. 325; Адаксина, 2004, с. 166). Позднее, как автокефальная архиепископия, Фанагория упоминается в списке XI в., а еще позднее входит в состав Зихской епархии с центром в Никопсисе (Кулаковский, 1898, с. 185; Васильевский, 1912, с. 383-385; Гадло, 1989а, с.25; Николаева, Десятчиков, 1998, с. 82, Воронов, 1988, с. 72-73). Именно Фанагорийская епархия послужила основой для создания епархии Таматархи-Тмутаракани.
Видимо процесс христианизации не был прерван и нашествием тюркотов в 576 г., а население островов продолжало поддерживать духовную связь с Византией. Уже к началу VIII в. христианские общины Таманского полуострова были окружены соседями-единоверцами. И, прежде всего, издавна проживавшими между Таманскими островами и Абазгией (Абхазия) конфедерацией зихов (Богословский, 1998, с. 17-20).

Абхазия. Лыхненский храм VIII в.н.э.

Первые данные о Зихской (Zhkcia, Zikcia, Zicia) епархии относятся к первой трети VI в., когда епископ Зихии Дамиан участвовал в работе Константинопольского синода 536 г. вместе с епископом Боспора Иоанном. Центром Зихской епархии было выбрано древнее приморское селение, южнее Фанагории, между протоками дельты Кубани, в устье р. Нечепсухо (окрестности г. Туапсе), получившее у греков наименование Никопсис (Гадло, 1991а, с. 94-96; Малахов, Пьянков, 1997, с. 48). Именно с ним церковь  связывает легенду об апостольской проповеди в землях Восточного Причерноморья учеников Христа Андрея Первозванного и Симона Кананита. Этот центр упоминается в «Житии апостола Андрея Первозванного», написанного Епифанием Монахом, совершившим паломничество по местам апостольской деятельности святого, в 20–30-е годы IX в. Согласно «Житию», Симон Кананит был убит зихами в Никопсисе в 55 г. (Васильевский, 1909б, с. 268, 274-277; Лавров, 1959, с. 227; Гадло, 1991а, с. 102; Хрушкова, 2002, с. 46; Адаксина, 2004, с. 167; Сорочан, 2004в, с. 340).

В Нотиции де Боора (Notitia De Boora) - списке епископских кафедр, составленном в 80-х гг. VIII или в самом начале IX вв., на 42-м месте впервые появляется епископия Таматархи (o !Tamatarca), подчиненная митрополиту Готии, с епархиальным центром в Доросе (Darrouzes, 1981, p. 242; Кулаковский, 2002, с. 149; Васильевский, 1915б, с. CLXIV-CLXV; Васильев, 1927, с. 210-216; Козловский, 1928, с. 10-11; Лавров, 1955, с. 57; 1959, с. 226-228; Артамонов, 1962, с. 258-259; Гадло, 1989б, с. 13; 1991а, с. 101; Богословский, 1993, с. 48; Айбабин, 1999а, с. 206-207; Иванов С.А., 2000, с. 67; Сорочан, 2001, с. 329; 2004в, с. 350; Приходнюк, 2001, с. 78; Кузенков, 2003, с. 81; Могаричев, 2004а, с. 172; Адаксина, 2004, с. 168).
Среди  подписей епископов, присутствующих на Константинопольском соборе 879 г. снова был упомянут BaanhV twn Matrarbwn что может быть истолковано как испорченное twn Matrarcwn(Мошин, 1932, с. 52).

Кирилл и Мефодий вносят мощи святого Климента в Рим. Фреска XI в.базилика Св.Климента.

К 60-м годам IX в. относятся сведения (прежде всего “Житие св. Кирилла”) о путешествии братьев Кирилла и Мефодия в Хазарию, с миссией принять участие в споре о выборе веры. Следуя гипотезе Ю.М. Десятчикова, иеромонаха Никона (Лысенко) и ее приверженцев, в 861 году, вследствие этой миссии, произошло крещение русов именно на Тамани, что связывается им с локализацией города Русия, , на месте современной станицы Голубицкой. Именно в Росии, по его мнению, обрел политическое убежище, покинувший Итиль хазарский каган правящего рода Ашина (Иеромонах Никон, 1990, с. 46-53; Алексеева Е.П., 1992, с. 84; Богословский, 1998, с. 24-28).

Рим. Собор где под киворием VI в. находятся мощи Св.Кирилла. Мозаика в апсиде XII в.

В уставе императора Льва Философа (876–911) “О чине митрополичьих церквей, подлежащих патриарху Константинопольскому”, на 39-м местеархиепископия Таматархи, на 60-м Росии, (Васильев, 1927, с. 254).
На рубеже 60–70-х гг. Х в. (по другому мнению между 920 и 980 гг.), Никопсис окончательно теряет свою кафедру, а новая Зихская епархия (еще в 840 г. переименованная из епископии в архиепископство), после уничтожения хазарской администрации, возрождается в Таматархе (ng ta` Tamatarca e1parciaV) (Мошин, 1933, с. 47-62; Зевакин, Пенчко, 1938, с. 117; Darrouzes, 1981, p. 293; Алексеева Е.П., 1992, с. 84; Нарожный, 1994а, с. 25), обычно занимая в Нотициях последнее (44, 45, 50 или 53) место. В некоторых вариантах Нотиций Таматархская кафедра называется ta` Tamatarca, в некоторых ta` Matraca, в иных o Matarcwn htoi ZhkciaV или ta` Matraca htoi Zicia. Никопсис же вновь упоминается как резиденция зихского (адыгского) епископа только в документах XIII в. (Darrouzes, 1981, p. 293-294; Гадло, 1989б, с. 16; 1991а, с. 105).
В каталоге Иоанна Цимисхия (969–976) приводятся епископии:  Херсона, Боспора, Готии, Сугдеи, Фулл, Стариуполя и на 50 месте o Matracwn htoi ZikciaV (Васильев, 1927, с. 254; Мошин, 1932, с. 53; Лавров, 1959, с. 228).

Скилица. Триумф Иоанна I Цимисхия после победы под Преславой над Святославом.

Основным населением епархии являлись адыги, которые стремились превратить Таматарху в свой политический и духовный центр. Между тем, после похода князя Святослава, Зихская епархия становится основным византийским христианским центром на Северо-Западном Кавказе. Вообще с появлением в Северном Причерноморье русов, связывается дальнейшее распространение и укрепление здесь христианства. Вместе с тем известно, что летописная трактовка событий, связанных с крещением Руси, возникла вследствие тенденциозного извращения фактов греческим духовенством Десятинной церкви в сер. XI в., стремившейся подчеркнуть особую роль Херсонской епархии, с которой Десятинная церковь была тесно связана в религиозной реформе Владимира 989-990 гг. В связи с этим, крещение Владимира и его женитьба на сестре Василия II, связываются со взятием Корсуня-Херсона. На самом же деле, по свидетельству источника XI в, “Память и Похвала князю Владимиру” Иакова Мниха, поход на Корсунь был предпринят в третье лето по крещении, уже Владимиром-христианином.

Киев. Десятинная церковь . 989-996. Реконструкция западного фасада с галереями

На соборе 1066 г. присутствовали архиепископы Крымской Готии и Боспора, а на соборе 1067 – архиепископы Росии (tou Rousiou) и Готии, что говорит о том, что город Росия, находившийся на одном из Таманских островов имел и свою епископию, что так же подтверждается данными Нотиции (Notitia X) начала XII в., где архиепископии Росии отведено 60 место. Следует отметить, что на 61 месте Росия значится и в Нотиции (Notitia Nova Tactica) середины Х в., после архиепископий: Херсона, Боспора, Готии, Сугдеи и Фулл (Кулаковский, 1898, с. 174; Мошин, 1932, с. 53; Кропоткин, 1958, с. 203, табл. 1; Сидоренко, 1994, с. 584-585; Майко, 2002в, с. 144). Епископия в Русии могла быть основана не позже 867 года (Иеромонах Никон, 1990, с. 50).
В результате административных реформ, проведенных в церковной организации императором Алексеем I Комниным (1081–1118) и патриархом Евстратием (1081–1084), крымские архиепископии Херсона, Сугдеи и Боспора, входившие в одну  епархию с Зихией, были от нее отделены. Архиепископия Тмутаракани ((Ai arciepiskopai)  ng ta` [Ta]matarca. ta` Matraca htoi Zicia) (Darrouzes, 1981, p. 346) стала абсолютно автономным церковным центром, который не зависел от греческого духовенства крымских городов. За ней по-прежнему оставалась задача проповеди христианства среди адыгов, что подчеркивалось и ее официальным наименованием в Нотициях Константинопольского патриархата, составленных в это время – епархия “Матрахи и Зихии” (ta` Matraca h`toi Zicia). Статус Зихской епархии колеблется в пределах четвертого десятка автократных епархий, ей отводятся в различных Нотициях 39, 40, 44 или 53 места (Кропоткин, 1958, с. 203, табл. 1). Епархия именуется то по названию города Matraca, то по названию страны и подавляющей части прихожан - Zhkcia (Гадло, 1991а, с. 106). Зихский престол не был понижен в ранге автокефальной епископии.

Тамань. Раскоп,останки средневековой Таматархи –Тмутаракани.

Из Тамани (1984 и 1987 гг.) происходят и две вислые свинцовые печати-моливдовула (известны еще две подобные печати), с надписью “Богородица, помоги Антонию, архиепископу Зихии” . Это именно тот архиепископ, имя которого дважды упоминается в константинопольских патриарших актах. Видимо, Антоний занимал Зихскую кафедру в 40-х – начале 50-х гг. XI в. (Малахов, Пьянков, 1997, с. 46; Устаева, Чхаидзе, 2004, с. 47-48).
В конце XI – начале XII вв. на Зихскую кафедру был возведен русский епископ, монах Киево-Печерского монастыря Никола (Николай) (Козловский, 1928, с. 17; Мошин, 1932, с. 49, 55-61; Гадло, 1991б, с. 10; Алексеева Е.П., 1992, с. 85; Нарожный, 1994а, с. 25; Кабанец, 2004б, с. 73-80), хотя и Зихская епархия и Русская церковь одинаково были подчинены Константинопольскому патриарху.

Реконструкция  оборонительной стены Таматархи.

В 1995 г. на городище у с. Хотов под Киевом, была найдена печать XII в., которая, по прочтению надписи (K[URI]E BO[HVEI] GRHGOR MATRA) приписывается неизвестному по другим источникам архиепископу Матрахи Григорию (Янин, Гайдуков, 1998 с. 38, 120, № 66б, табл. 4.66б, 59.66б).
Под соборным постановлением патриарха Луки Хрисоверга (1157–1170) помимо архиепископов Готии и Сугдеи-Фулл, стоит подпись архиепископа Матрахи. Имена в документе не приведены (Васильев, 1927, с. 269; Лавров, 1959, с. 228).
В конце XIII в. статус Зихской епархии был изменен, она была возведена в ранг митрополии и в 1317–1318 гг. уже фигурирует самостоятельный митрополит Зихии с титулом Зихо-Матархского. Это свидетельствует как о численном росте паствы, так и об усилении роли митрополии в церковно-административной жизни Константинопольского патриархата. Последние сведения о митрополите Зихии и Матархи “преосвященном” Иосифе относятся к 1396 г. (Зевакин, Пенчко, 1938, с. 117; Лавров, 1959, с. 228; Гадло, 1991а, с. 105-106; Нарожный, 1994б, с. 18-19; Байер, 1995, с. 73-74).

*   *   *

Сохранилось немало свидетельств,  в т.ч. в письменных источниках, о принятии христианства представителями разных народов,  живших в этих местах в разные периоды  времени;  аланами (предками  современных осетин),  готами,  гуннами,  болгарами, руссами,  хазарами и др. (Богословский, 1998, с. 11, Болгов, 1996, с.97-107) Известные в истории процессы миграции указанных народов способствовали тому,  что идеи раннего христианства могли проникать и в другие,  более  отдаленные  места древней Руси и за её пределами (Богословский, 1998, с. 11-12).
Что касается непосредственно  территории  Боспора  Киммерийского, то  здесь наибольший интерес представляют именно археологические источники как материальное основание для тех или иных научных выводов,  позволяющих с достоверностью воссоздать основные моменты истории христианства в нашей стране.
Обратимся к одному из наиболее характерных примеров такого рода археологических открытий последнего времени.

Ильичевское городище. Современное состояние. Раскопы разрушены вандалами.

На севере   Таманского  полуострова  расположены  остатки древней крепости - т.н.  Ильичевское городище. Его исследовала с  1964 г.  археологическая экспедиция под руководством одного из известнейших советских  археологов  Н.И.Сокольского.  После его смерти с 1974 г.  экспедицией руководила Э.Я.Николаева (Николаева, 1996, с. 29-33, Николаева, Десятчиков, 1998, с. 82; Богословский, 1996, с.10-29, 1998, с. 11).
По мнению  ряда исследователей,  эту крепость можно отождествить с городом Трапезунта - одним из центров  готов-трапезитов,  упомянутых у Прокопия Кессарийского. По письменным источникам известно,  что жители этого города направляли к императору  Византии  Юстиниану  в  548 году посольство с просьбой прислать им епископа;  они выражали также желание  иметь  свой храм.

Равенна.Мозаика в  базилике Сан-Вителе. Император Юстиниан со свитой:полководец Вилизарий, епископ Максимиан, ростовщик и строитель базилики Юлиан Аргентарий.

Раскопки крепости показали,  что это  городище  уникально для  истории  раннего христианства на территории нашей страны.
Это связано и с сохранностью остатков,  и, как это ни парадоксально,  с тем,  что крепость погибла уже в VI в.  под напором тюркютов,  и её не перекрывают,  как например в Тамани, многометровые слои земли и остатков человеческой жизнедеятельности.
Таким образом,  иногда для археологов  трагедия  оборачивается удачей.

В течение второй половины V и начала VI в. над Боспором распространялся «протекторат» гуннского племени утигуров.

Материал, полученный при раскопках этой крепости, показывает[2], что уже на ранней стадии своего становления христианство затронуло не только верхушку общества,  но стало именно массовой, личной религией населения крепости (Николаева, 1996, с. 29-33, Николаева, Десятчиков, 1998, с. 82;). Так, в доме начальника гарнизона на стене обнаружены сохранившиеся  остатки  обгоревшего деревянного креста. В одном из помещений казарм открыта молельня (исповедальня ?) с основанием для аналоя,  нишей в стене над ним и изображением руки в благословляющем жесте.
Уникальной находкой является Энкопилон - медный крест для ношения святынь - сирийского производства IV века.  Он говорит об особом положении его обладателя,  о присутствии христиан-сирийцев в крепости. Но в связи с этой находкой следует помнить следующее. Раннехристианские храмы строились, как правило, на святых мощях, которые переносились именно в таких крестах-мощевиках. Иначе говоря, мы можем говорить о наличие в крепости уже в это время церкви. Об этом говорит и комплекс сооружений, которые связаны с обслуживанием нужд  церкви.

Энколпион (енколпион;греч. egkolpion нанедренник, наперсник,панагия ) — небольшой ковчежец прямоугольной, округлой или крестообразной формы с изображением Исуса Христа илисвятых. Внутри энколпиона помещались частицы освященной просфоры или мощи святых

В крепости найдены остатки стеклодувной мастерской, в основном работавшей на изготовление церковной утвари, и продукты стеклодувного производства, в т.ч. лампады, сосуды для елея и т.д. Вплотную к мастерской примыкает небольшая винодельня[3] для производства церковного вина (в пользу такой трактовки однозначно говорят надписи на амфорах). В одном из примыкающих помещений найден комплекс сосудов-курильниц, изготовленных  одним мастером.  Чрезвычайно интересна фигурка молодого осла,  несущего на  спине  светильник,  также тесно связанная с раннехристианской символикой. Автор раскопок Э.Я. Николаева обоснованно предполагает наличие в крепости бронзолитейной мастерской, связанной с церковью.  В центральной, пока не раскопанной  части крепости видимо располагалась и сама церковь. В пользу этого, помимо общих соображений говорит и находка там фрагмента мраморной колоны и т.д..

Таманский полуостров. Ильичевское городище. Тарелка с христианской символикой.

Весьма показательным является обилие христианской  символики на бытовых предметах - тарелках,  кувшинах, блюдах. Среди них, в первую очередь,  выделяются кресты  различных  форм,  а также изображения оленей, рыб, львов, Доброго Пастыря, зайца и т.д.,  символизирующих христиан, самого Христа и Апостолов. Значительную группу находок составляют сосуды с изображением лепешек, птиц на ручках и горлах сосудов и т.д. На донце большой  миски  изображен  крест  и волнистая линия (вода).
Хлеб и вино - символы причастия , птица у края сосуда – символ души, желающей  причаститься,  вода  и крест -символ крещения. Большинство найденных предметов можно датировать IV-VI  веками нашей эры.
Многие из указанных выше предметов находятся в экспозиции Таманского музейного комплекса в ст.  Тамань.
Таким образом,  в нашем распоряжении имеются материальные свидетельства того, что уже в данный период времени христианство не  только  было принято населением этой крепости,  причем различными его слоями. Христианская религия стала неотъемлемой частью его повседневной жизни. Это позволяет говорить о глубоком проникновении в регион христианских идей,  а не о внешней, поверхностной по существу их победе.

Керчь. Церковь Иоанна Предтечи. В кладке храма обнаружены амфоры VIII-IX веков, которые использовали в качестве голосников.

Надо отметить, что следы христианства в той или иной мере фиксируются на многих археологических памятниках этого времени на Таманском полуострове. Например, там найдено довольно много раннехристианских надписей.  Ряд из них датируется V в.  н.э., т.е.  временем, когда Боспорское царство ещё не входило в состав Византии. Интересно, что на одной из надписей исследователи видят имя некоего Трофима - местного жителя,  возможно, погибшего за веру и навсегда приписанного к составу христианской общины древней Тамани.  Один из важных административных чиновников  Боспора  известен нам по надписям из Тамани и Керчи.  В Керчи же найдена его могила,  датирующаяся 491/2  г.  н.э.,  с изображениями крестов и текстом "трисвятой" молитвы (Виноградов, 1998, с.233-246).
Большой интерес представляют данные археологии и письменных источников,  в т.ч.  латинских,  византийских, арабских, о существовании и деятельности на Таманском полуострове  древних руссов (см. выше), об  их  контактах,  не всегда первоначально мирных,  и взаимодействии с христианскими общинами,  с Византией.  Первые упоминания о древних руссах на Таманском полуострове мы  находим у безымянного сирийского автора VI века.
Некоторые современные ученые  все  больше  склоняются  к мысли  о южном происхождении руссов.


Таманский полуостров.(Русия) Станица Голубицкая , место предполагаемого городища русов.

Согласно данным  вышеуказанных источников,  на территории Таманского полуострова,  на его Азовском  побережье  находился остров и город Россия или Руссия, первое упоминание о котором относится к 30-м годам IX века.  Ал-Идриси пишет «От города Матарха до города Русийа 27 миль (54 км). Между жителями Матархи и жителями Русийа идет постояная война. [Город] ар-Русийа [стоит] на большой реке, текущей к нему с горы Кукайа». В настоящее время этот город локализуется  в  районе  станицы Голубицкой (Десятчиков, 1996, с.6-9, Николаева, Десятчиков, 1998, с. 82; Богословский, 1996, с.10-29, 1998, с. 11, Захаров, 1988, с.216, 1998, с.29, 1999, с.154  Чхаидзе, 2004, с.234-243).  Раскопки на его территории проводились,  правда, в ограниченном объеме. Авторы работ Ю.М. Десятчиков  и О.В.Богословский отмечают,  что со времен античности на этом месте существовала крепость, её верхние слои являются  детинцем (военно-административным центром) древнерусского города,  а окружающее крепость поселение -  его  посадом.

Таманский полуостров. (Русия) Станица Голубицкая. Начальник ВБАЭ Николай Сударев на валу древней Русии.

Во время исследований 1986 г. были исследованы железоплавильные печи и  каменная форма для отливки деталей поясного набора дружинника и штамп-змеевик с изображением «мальтийского» креста прибалтийского происхождения (Десятчиков, 1996, с.8, Захаров В.А., 1999, с.154, 2002, с.148) Исследования  этого города дают возможность по новому осветить и время самого раннего появления  древних  руссов  на  мировой арене.
Это появление  связывают зачастую с набегами руссов,  известными из житий греческих епископов Стефана Сурожского и Георгия  Амастрийского (Иеромонах Никон, 1990, с.50, Богословский, 1998, с. 24-25, Чхаидзе, 236).  Первый  набег  конца VIII века на Сурож (Судак) закончился, по преданию, смертельной болезнью русского князя Бравлина,  исцеление которого пришло лишь после крещения самого князя и его бояр архиепископом Филаретом,  а также обещания отпустить пленных христиан. Упомянутый в житии Новгород, откуда пришел Бравлин, является "просто "новым городом" Руси". Археологические исследования   на  Таманском  полуострове подтверждают мнение исследователей, которые связывают этот новый город с данным регионом.
Второй набег руссов на Амастриду - город в Малой  Азии  - закончился тем,  что руссы, опять же согласно церковным преданиям,  якобы онемели и остолбенели во время  попытки  ограбить гробницу св. Георгия.

Олег показывает Игоря Аскольду и Диру.

С этими же руссами связывается и поход Аскольда и Дира на Царьград. Согласно летописям и византийским  источникам  поход закончился тем,  что "испытавши...гнев Божий,  по молитвам управляющего в то время церковью  Фотия,  россы  возвратились  в отечество, и спустя немного времени, послали послов в Константинополь просить крещения.  Их желание было выполнено:  к  ним был послан епископ" (Иеромонах Никон, 1990, с.50, Богословский, 1998, с. 24-25,).
Иеромонах Никон  (Лысенко), вслед за Ю.М. Десятчиковым, считает,что первое "Фотиево" крещение произошло именно в Руссии на Тамани. Более того, он считает,  что Крещальную миссию осуществили святые равноапостольские Кирилл и  Мефодий. (Десятчиков, 1996, с.6-9, Николаева, Десятчиков, 1998, с. 82; Богословский, 1996, с.10-29, 1998, с. 11, Захаров, 1999,  Чхаидзе, 2004, с.234-243). В  уставе  императора  Льва  Философа (876-911) "О чине митрополичьих церквей,  подлежащих патриарху Константинопольскому", помимо архиепископий Боспора, Таматархи (Тамани) и Алании, на 60-м месте значится архиепископия России (Руссии).

Стамбул (Константинополь), собор Св.Софии, мозаика. Лев VI Мудрый (Философ) 870-912 г.н.э.

Раскопки на Таманском полуострове  дали  нам  очень ценную, а в своем роде и уникальную информацию о том, кем были первые христиане в нашей стране,  как они жили,  как  защищали свои земли, с кем воевали, с кем и как торговали, откуда христианство к ним проникало и как постепенно расширялись первоначально небольшие очаги христианской веры
У нас есть достаточно данных,  чтобы  попытаться  сделать      вывод о том,  что появление раннего христианства на территории нашей страны не было лишь поверхностным результатом проповедей  тех или иных апостолов христианства, чьи маршруты, по преданиям, пролегали через эти земли. Придя к  нам  первоначально,  предположительно с I-II вв.  нашей эры,  через греческие поселения  Боспора  Киммерийского,  учение Иисуса  Христа  нашло  отклик среди живших в этих краях  народов, проникло практически во все слои населения  и  уже  к   V-VII векам  довольно прочно укоренилось там как одна из ведущих религий.
Наличие раннехристианских  общин на территории Таманского  полуострова, наряду с влиянием соседней Византии не  могло  не сказаться на том, что значительная часть древних руссов приняла христианство.  Причем,  произошло это намного  раньше,  чем      крещение принял князь Владимир в Киеве. Принятие христианства древними руссами на Таманском полу острове и в некоторых других  районах  Причерноморья,  видимо,  сыграло  свою  роль в возникновении довольно устойчивых очагов государственного образования Южной Руси (Тмутараканского  княжества),  которое сравнительно долго существовало, фактически, как часть древнерусского государства.

Реконструкция . Воины-русы XI в.

Со всеми необходимыми оговорками рискну сказать, что развитие христианства на территории Боспора Киммерийского,  равно  как и на остальной части побережья Черного моря,  в определенной степени подготовило также почву для  последующего  акта  - крещения князя Владимира и жителей Киева в 988 году и объявления христианства государственной религией на Руси.

Крещение князя Владимира в Корсуне (Херсонес).

Таким образом, Таманский полуостров оказывается важнейшим для нас  не  только при изучении первых христиан на территории нашей страны,  но и при исследовании истории  христианства  на Руси. Наиболее точные, объективные по своей сути данные для решения тех  или иных вопросов при выборе аргументов за или против различных гипотез могут дать археологические  исследования на Таманском  полуострове.  Однако,  состояние дел там таково, что если не принять срочных мер, то многие белые пятна в нашей ранней истории так и останутся белыми.
Еще в годы советской власти  исследователем  Ильичевского городища Э.Я.Николаевой  был  подготовлен  проект музеефикации крепости. Из-за отсутствия денег в связи с началом "судьбоносных" перемен в нашей стране, было решено не музеефицировать, а хотя бы законсервировать его до более благоприятных времен.  В настоящее время не сделано даже это. В результате уникальный для нашей страны памятник разрушается настолько, что нашим потомкам могут достаться лишь его жалкие остатки.

Мародер разрушает православный храм в поисках сокровищ.

Такая же судьба уготована множеству других,  еще не исследованных  памятников-остатков поселений,  селищ и могильников, которые разрушаются в результате природного воздействия,  распашки,  а  также строительства и расширения территории поселков и станиц. Многие древние поселения подверглись застройке настолько, что для исследования почти не осталось места.  Огромный ущерб территории древних памятников наносят грабители древностей, которые с помощью бульдозеров  и  скреперов  уничтожают их зачастую полностью. Нет денег даже на охрану наиболее  разрушаемых  объектов. Зато "черный рынок" пополняется уникальными произведениями древности,  в том числе и древнехристианскими.
Начальник Восточно-Боспорской археологической экспедиции,
научный сотрудник Отдела классической археологии Института Археологии РАН,
кандидат исторических наук Сударев Н.И.

Перейти в раздел Новости Фонда или Новости археологии

Телефоны:
+7 (499) 250-08-05
Электронная почта:
archae@mail.ru
Трансляция новостей RSS