16.04.2013 г. Как греки спрятали античные статуи накануне войны


Подготовка к «похоронам» большого Sounion Kouros. © Национальный археологический музей

За шесть месяцев до вторжения Германии в Грецию группа рабочих и археологов выкопала новые этажи Национального археологического музея Афин чтобы похоронить самые ценные сокровища: его Kouroi и Lekythoi.

В воскресенье 27 апреля 1941 года немецкие войска заняли Афины. Ранним утром следующего дня, когда немецкие офицеры поспешили к мраморным ступеням Национального археологического музея, они были удивлены, обнаружив пустое здание. Они не могли найти следов тысяч ценных экспонатов, которые были размещены в крупнейшем музее страны за последние шестьдесят лет его существования. Вместо статуй они увидели перед собой несколько археологов и дежуривших в то время охранников. На настойчивые вопросы офицеров те загадочно отвечали, что сокровища Древней Греции там, где, как известно, им положено быть - под землей. И это была правда. Древности, фактически, вернулись под землю - в своеобразный ковчег, где им почти ничто не грозило.


Пустая комната, что немецкие офицеры обнаружили при входе в музей в конце апреля 1941 года. © Национальный археологический музей.

Греческому правительству было известно о хрупком европейском порядке задолго до начала войны. С 1937 года правительство Метаксаса (2) начало переписку с археологическим отделом Министерства образования и религиозных дел, чтобы выработать общий план защиты древностей от возможных воздушных налетов и уличных боев. Описав в каталогах древности по запросу властей, археологи отдела настаивали, что классифицировать их по важности нельзя, и что все древности (выставляемые или хранимые) должны быть сохранены в случае войны. Несмотря на то, что в 1937 году существовали международные соглашения, предполагавшие транспортировку древностей к новым местам хранения, использованию сейфов на случай пожара или взрыва; «археологические города» объявлялись священными и неприкосновенными, дабы не тратить большие суммы на строительство охранных зон для некоторых из них. Ансамбль Акрополя должен был быть одним из таких мест. Тем не менее, реальность не предполагала никаких надежд и никаких сомнений по поводу надвигающейся катастрофы.


Подготовка к «похоронам» большого Sounion Kouros. © Национальный археологический музей

Способы сохранить артефакты рождаются не сразу. Но с объявлением войны в октябре 1940 года отдел археологии отреагировал мгновенно. В письме, направленном 11 ноября 1940 всем местным секциям, содержатся технические инструкции "для защиты древностей в различных музеях от опасности воздушных налетов ". В их числе два способа защиты громоздких и нетранспортабельных экспонатов: первый был простейший - «укрытие статуи мешками с песком и деревянными лесами ", а второй, который был признан более эффективным, предполагал «похороны» статуи в полу зала или внутреннего двора музея или в охраняемых дворах или подвалах государственных учреждений. Метод был описан во всех подробностях. Статуи должны были быть размещены горизонтально (как мертвые тела в могиле) на дне рва, который должен был быть выстлан слоем усиленного цемента, затем закрыт сыпучими материалами, после чего ров запечатывался плитой. Что касается медных и глиняных изделий, они должны были храниться в ящиках, покрытых вощеной или  просмолённой бумагой, чтобы противостоять влажности.


Вазы были помещены в ящики и укрыты вощеной и просмоленной бумагой. © Национальный археологический музей

И вот система безопасности Национального археологического музея дала сигнал тревоги! Министерским указом был сформирован комитет, отвечающий за скрытие экспонатов музея во главе с 3 судьями Верховного суда (AEROPAGITES), а также включавший секретаря Археологического общества Джорджа Иконому, временного директора музея Анастасия Orlandos, профессора Спиридона Маринатоса, а также кураторов Giannis Miliadis, Semni Karouzou, Иоанна Konstandinou и гражданских инженеров и архитекторов из министерства. 

Впоследствии к команде присоединились добровольцы — директор Австрийского археологического института Отто Вальтер, британский археолог Аллан Уэйс, и академик Спирос Яковидис, который был студентом первокурсником археологии в то время. "Очень рано утром, еще до захода Луны было ясно,  что люди, которые взяли на себя эту работу не уйдут домой  до поздней ночи" - пишет Semni Karouzou. 

"Похороны статуй будут проходить в зависимости от размера и значения каждой из них. Самые громоздкие из них будут выстроены стоя в глубоких рвах, которые вырыты в залах Северного музея, где в основании лежат мягкие грунты. Для того чтобы опускать статуи во рвы были использованы самодельные деревянные краны, этим занимался технический персонал музея. Рвы, напоминающие братские могилы, ошеломляют множеством форм, как показано на самых ценных фотографиях из архива музея (фото 5 и 6). Среди статуй, неловко стоящих в их новых могилах, мы видим одного из анонимных героев этого эпического сокрытия: техник, рассеянно глядящий в объектив камеры. Размышляя о неопределенности судьбы, он полностью вписывается в окружающую группу''

«Если мрамор, несмотря на все перемещения, не пострадал, то это в основном благодаря тому, что в то время руководителем был и оставался первые годы после войны, старый опытный и посвященный скульптор греческих музеев, Андреас Panayotakis " - рассказывает Semni Karouzou.


5. Ров, служивший убежищем экспонатов музея долгие годы. © Национальный археологический музей

"В октябре 1940 года, когда Италия объявила войну, я только поступил на первый курс университета" вспоминает в одном из интервью Спирос Яковидис, член Афинской академии.

"Скрыто операцию уже начали, и я предложил помощь на добровольных началах. Они отправили меня в одно из складских помещений, где были огромные ящики. Моя работа заключалась в том, чтобы заворачивать статуэтки Tanagra (3) в старые газеты, а затем аккуратно складывать их в ящики. После этого всё проверял специальный комитет. Мы все работали, не обращая внимания на время, в страхе перед немецким вторжением, и, конечно, с особой тщательностью. Фигурки Tanagra носить было легко. А вазы были очень хрупкими. Работа выполнялась в подвалах музея. Статуи расставляли, как людей на демонстрации. Сверху сыпали песок, разделяющий статуи друг от друга, он покрывал их полностью. И, наконец, закрывали сверху бетонной плитой. Окна в эти подвалы были закрыты мешками с песком. Таким образом, ничто не могло случиться во время воздушного налета ". 

Деревянные ящики с глиняными вазами, статуэтки, а также медные предметы были помещены в полуподвальных помещениях музея. Впоследствии, комнаты были заполнены до потолка сухим песком, чтобы противостоять проломам потолков в случае бомбежки. В память об этом осталась фотография рабочих в момент отдыха. Они смотрят в объектив, без всякого выражения - люди, чья судьба в трудные годы немецкой оккупации в Афинах неизвестна. 

Semni Karouzou: "В ходе работ по вскрытию и расконсервации коллекции древностей, ваз и мелких артефактов, ведущую роль сыграл  покойный Giorgios Kontogiorgis - архитектор и один тех, что столько прилагают к славе и сохранению древностей. Наряду с древностями, все вскрытое включено в ценности музея, инвентаризационные каталоги, то есть задокументировано и зарегистрировано как сокровища. Эти ящики были переданы в хранилище банка Греции 29 ноября 1940 г. (4). 

17 апреля 1941 года деревянные ящики, заполненные золотыми артефактами и знаменитыми сокровищами из Микен были доставлены к штаб-квартире банка Греции. Это был заключительный акт шестимесячной операции, в ходе которой удалось спасти бесценные сокровища из крупнейших музеев страны. "Музей в апреле 1941 года выглядел пустым, это был образ заброшенности. Голые стены, разрытые полы, много пустых витрин ». Это было то же, что увидели немецкие офицеры утром понедельника 28 апреля: в первый день немецкой оккупации Афин.


6. Статуи помещены рядом друг с другом, прежде чем ров заполнят песком. © Национальный археологический музей

В последующие трудные годы музей не пустовал. Здесь размещался Государственный оркестр. Центральное почтовое отделение занимало большую площадь западного крыла, справа от входа.  Министерство благосостояния представляло свои услуги в помещениях на первом этаже, в то время как специальная служба здравоохранения находилась ​​в Старом здании. 

Сотрудники музея были втиснуты в маленький уголок нового здания, вместе с его теперь бесполезным оборудованием, его пустыми витринами, разрешенными картинами из Национальной галереи, и Генерального государственного архива. В одном из подвалов нового крыла готовили  питание для охранников и сотрудников музея. Пятна жирного дыма кое-где на потолке еще ​​можно увидеть и сегодня. Несмотря на потерю своей функции в качестве музея, здание осталось неповрежденным до конца. До "беспорядков декабря 1944 года" (противостояние между войсками левого сопротивления и объединенных британских и правительственных сил), когда полностью сгорела часть деревянной крыши вследствие «авиаудара», и часть первого этажа была превращена в тюрьму для заключенных. Некоторые стены до сих пор несут пулевые отметины, образуя музей на фоне офисов сотрудников музея сегодня. И, несмотря на долгое и трудное восстановление здания и его экспонатов в послевоенные годы, все еще много скрытых сюрпризов сегодня всплывает на поверхность.

Даже вторая реконструкция, которая была недавно завершена, обнаружила множество «захороненных» тайн музея. Но какова же последняя из них? Жить и работать среди этих стен и знать, что никакая хронологическая определенность не является приемлемой. 

Translated from Greek by Diana Issidorides, Margarita Ovadia and Ares Kalandides
Статья была впервые опубликована в греческом LIFO
Национальный археологический музей Афин

Примечания

(1) Kostas Paschalidis является археологом и хранителем древностей на доисторической коллекции Национального археологического музея Афин.
(2) Иоаннис Метаксас был диктатором в Греции между 1936 и 1941 гг.
(3) Tanagra фигурки были формы литья типа греческого, терракотовые фигурки изготовлены позднее четвертого века до нашей эры, в первую очередь в Беотии города Tanagra.
(4) Италия объявила войну Греции 28 октября 1940 года.

Перейти в раздел Новости Фонда или Новости археологии

Телефоны:
+7 (499) 250-08-05
Электронная почта:
archae@mail.ru
Трансляция новостей RSS